Что такое «фотоувеличитель»? Проще всего сказать, что фотоувеличитель – это проектор, применяющийся при печати фотографий. Его устройство позволяет получить с негатива реальное изображение и перенести его на фотобумагу. При этом размер изображения можно увеличивать или уменьшать в допустимых пределах. Обычно оптическая ось фотоувеличителя расположена вертикально. Конструкция увеличителя может быть стационарной или складной. Существуют и специальные портативные увеличители для походных фотолабораторий.
История создания фотоувеличителя
Как готовое устройство привычный нам фотоувеличитель создавался поэтапно. Первое, схожее с ним устройство продемонстрировал Хамфри Дэви (Humphry Davy), когда решил использовать солнечный микроскоп для проецирования изображений на сенсибилизированную бумагу (светочувствительная бумага – прообраз будущей фотобумаги). Как сообщал сам Дэви о своих совместных экспериментах с Томасом Веджвудом в отчёте, опубликованном в 1802 году: «Изображения мелких предметов, полученные с помощью солнечного микроскопа, могут быть без труда скопированы на подготовленную бумагу». Однако Дэви по натуре был больше практиком, чем теоретиком, поэтому, так и не найдя способов сохранить полученные изображения, опыты с прибором он забросил. Но именно эта методика проецирования изображений легла в основу следующего этапа, ведущего к созданию фотоувеличителей – солнечной камере.
Появление гелиографии, а затем и дагерротипии подтолкнуло к поискам способов увеличения полученных изображений. Теоретиком здесь можно считать Джона Уильяма Дрейпера, который обосновал возможность увеличения до необходимого размера с использованием большой камеры на жёсткой подставке. Идея попала на подготовленную почву, так как проживающие в США Александр Уолкотт и Джон Джонсон в марте 1843 года запатентовали способ копирования и увеличения дагерротипов. Но ближе всего к искомому устройству подобрался Уильям Генри Фокс Тальбот, который, работая с бумагой, пропитанной йодистым серебром, нашёл способ тиражировать отпечатки с бумажного негатива, который можно было увеличивать, используя солнечную камеру. Именно полученный Тальботом патент считается отправной точкой истории фотоувеличителей. К сожалению, способ Тальбота популярности не нашёл, а на рынке воцарились дагерротипы, которые на тот момент хоть и не позволяли тиражировать изображение, но оказались более удобными для первых фотографов. И всё же начинание Тальбота не пропало всуе. В 1848 году фотограф Томас Малон по рекомендации Тальбота начинает применять увеличивающую камеру, созданную Томасом Россом при помощи объективов Ross, Andrew & Thomas.
Прогресс начался, когда фотографы в 1850-х гг. стали использовать коллодиевые негативы. Здесь пригодилось устройство Ахилла Кине, созданное им в 1852 году. Он применил искусственный свет, однако источник был очень слабым, поэтому требовалась длительная экспозиция. Через пять лет Дэвид Ачесон Вудворд додумался взять свет от самого яркого на тот момент источника – Солнца. Его аппарат, названный «Солнечная увеличивающая камера», в своей конструкции использовал конденсор (зеркально-линзовую оптическую систему, принимающую лучи источника света и направляющую их на проецируемый предмет). Рынок требовал появления подобного устройства, так как возрастал спрос на крупные фотопортреты. Увеличивать объектив и саму фотокамеру было технически сложно. Поэтому искали решение при помощи солнечной камеры. Английский фотограф Джулия Маргарет Кэмерон, считающаяся одним из самых значимых портретистов 19-го столетия, сумела отпечатать увеличенные снимки, но отметила, что для каждого из них потребовалась пятиминутная выдержка. Солнечная камера позволяла увеличить чей-то портрет вплоть до натурального размера. Фотопечать была делом дорогим: отпечатанный снимок формата 20×30 см продавали за два шиллинга, а бюстовый портрет в натуральную величину обходился покупателю уже в три фунта стерлингов. Практика тормозилась ещё и тем, что тогда не существовало подходящего материала, пригодного для оптической фотопечати, ведь светочувствительность хлоросеребряной альбуминовой фотобумаги была катастрофически низка. Поэтому едва ли не большее влияние солнечная камера оказала на живопись, а не на фотопечать: художники проецировали негатив на холст и закрашивали его масляными красками, что значительно ускоряло создание портрета.
Лишь в 1879 году Джозеф Уилсон Суон (Joseph Wilson Swan), ранее прославившийся своим вариантом лампы накаливания, запатентовал карбоновую (пигментную) печать, подарившую фотографиям долголетие. Как только наладили массовое производство высокочувствительных желатино-серебряных фотобумаг, появилась возможность модернизировать и прототипы фотоувеличителя. Одни из способов предлагал работать в затемнённой фотолаборатории, используя фотоаппарат, на кадровое окно которого извне подавали свет солнца. Другой способ позволял работать при свете, но здесь требовалась уже пара фотоаппаратов разных форматов, смотревших объективами друг другу навстречу. Фотоувеличитель Griffin and Sons со встроенной ахроматической линзой продавался за 12 шиллингов 6 пенсов (примерно 60 фунтов стерлингов или 80 долларов США относительно 2020 года). Журналы, посвящённые новинкам фотографии, публиковали различные конструкции увеличителей, чтобы фотолюбители могли смастерить их самостоятельно.
В начале ХХ века конструкция фотоувеличителя снова изменилась, получив дополнение в виде плоскости с объективом, установленной между плоскостями, на одной из которых располагался негатив, а на второй – фотобумага. Все три плоскости были наглухо спрятаны в раздвижные меха, подвижность которых обеспечивала перемещение внутренних плоскостей, что регулировало фокусировку и масштаб увеличения. Выпускали и упрощённую версию, где увеличение было фиксированным. Уже тогда додумались и до того, чтобы дополнить агрегат сменными кассетами для фотобумаги и простейшим фотозатвором.
Устройство фотоувеличителя
Выше приведён фотоувеличитель конденсорного типа, так как именно такие увеличители получили наибольшее распространение. Назначение конденсора – собирать падающие на его поверхность лучи лампы и коническим пучком направлять их в объектив. Подобная конструкция помогает наиболее эффективно использовать свет лампы, а экран при этом получает равномерное освещение.
Несмотря на то, что большинство фотоувеличителей могло использовать объективы от фотоаппаратов, для этой техники разрабатывали оптику со специальной конструкцией. Причиной было то, что для увеличителя не требовался оптический расчёт до «бесконечности». А конечную короткую дистанцию мог обеспечить объектив не такого высокого качества, какой требовался для камеры. В объективах для увеличителей применяли ирисовую диафрагму, способную повысить глубину резкости и регулировать экспозицию при печати. При маркировке такого объектива к его названию добавляли букву «У» (например, «Индустар-96У» или кратко «И-96У»).
Фотоувеличители СССР
История развития советских фотоувеличителей пока изучена не так хорошо, как фотоаппаратов. Разрозненные скудные сведения ещё предстоит объединить и тщательно систематизировать. Дело в том, что советские граждане из-за дефицита многих бытовых устройств предпочитали мастерить, а не покупать. И если у тебя имелся объектив, то опытные товарищи всегда подскажут в виде газетной или журнальной публикации, как самому сделать фотоувеличитель. Например, журнал «Моделист-конструктор» описывал, как использовать для этого самый обычный бидон. Тем же, кто подходил к делу серьёзно, предназначалась книга «Самодельные увеличители» (автор Д.З. Бунимович). И это издание на библиотечных полках не застаивалось. Один из музеев, созданных в честь первого космонавта планеты, гордится, что в его распоряжении есть фотоувеличитель, собранный Юрием Алексеевичем, всегда любившим фотодело. Это не означает, что советская промышленность увеличителей не делала. Рассмотрим несколько моделей разных лет, чтобы увидеть эволюцию фотоувеличителей СССР.
Как писал журнал «Советское фото» (№3, 1936 г.): «Увеличитель «Арфо» построен по типу последних европейских образцов увеличителей». Агрегат состоял вертикальный шест (высота 1,1 метра), крепящуюся на нём головку цилиндрической формы со сферическим куполом и доску, куда проецировалось изображение. Из-за работы с негативами большого формата конструкция была весьма громоздка и тяжела. Экран вытягивал значения до 40х50 см. В состав агрегата входил конденсор диаметром 150 мм. Лампа увеличителя мощностью 150 Ватт была рассчитана на напряжение 127 Вольт. Сейчас это устройство покажется дико архаичным, но для фотолюбителя 1930-х гг. этот увеличитель, наверняка, был хорошим подспорьем.
В период войны советская промышленность работала на нужды фронта. Фотоувеличители тоже оказались в числе военной продукции. «УДФ» входил в состав армейского полевого комплекса «ПДФ», предназначенного для организации полноценной фотолаборатории в прифронтовых условиях. Увеличитель комплектовался объективом «И-50» и лабораторным фонарём. Лампа запитывалась от 12-Вольтовой батареи, но могла подключаться и к сети при помощи входившего в комплекс трансформатора. На выходе получались снимки 110х165 мм. Кроме того, «УДФ» мог работать и диапроектором. Слайды экспонировались на матовом стекле и рассматривались при помощи лупы с шестикратным увеличением.
Сразу же после войны увеличилось производство техники мирного назначения. Для фотолюбителей в 1946 году московская Производственная артель «КоопЛаборХирургия» и Красногорский механический завод (КМЗ) наладили выпуск фотоувеличителей «У-2». Позднее к производству этой модели подключились Новосибирский приборостроительный завод и Завод «Фотопринадлежностей», находившийся в ведении Мосгорисполкома. «У2» - это настольный малоформатный увеличитель вертикального типа с двухлинзовым конденсором и матовым стеклом. Объектив в комплект не входил, но позволял использовать штатные объективы от фотоаппаратов «ФЭД» и «Зоркий» или приобретённые отдельно «И-22У», «И-22У-1», «И-50У-1». Как видно по иллюстрации, у него имелся красный защитный фильтр. Кратность увеличения находилась в интервале от 2,5 до 8,5 (или даже до 10). Как видно по иллюстрации, у него имелся красный защитный фильтр.
В качестве бесконденсорного фотоувеличителя приведём описание из вышедшей в 1949 году книги «Наземное фотографирование» (автор А.А. Сыров) модели «УА-1». Это вертикальный настенный фотоувеличитель с визуальной наводкой на фокус. Работая со стеклянными негативами 19х19 см на выходе позволял получить максимальный размер 40х50 см. Позволял печатать кадры аэрофильмов до 15 м длиной. Штатным объективом у него был «Индустар-4».
Несмотря на своё название, журнал «Своими руками» в 1957 году описывал промышленный фотоувеличитель «Малютка». Имя тот получил за небольшой размер, малый вес и простоту операций по сборке и разборке. Журнал рекомендовал пионерам взять этот аппарат в лагерь, а взрослым он мог пригодиться в туристическом походе. Кроме работы от сети предполагалось, что лапочка сможет питаться от стандартной батарейки. Если она выйдет из строя, заменить ей можно было точно такой же, вытащенной из карманного фонаря. «Малютка» располагал оптическим двухлинзовым конденсором. Работал этот увеличитель с негативами 24х36 мм. Для процесса требовалось подсоединить к нему штатные объективы от фотоаппаратов «ФЭД» и «Зоркий» или купить «И-22У» («Индустар-22, увеличительный»).
«Искра» представляла собой малоформатный увеличитель вертикального типа с ручной фокусировкой по щелевому индикатору. Технические характеристики приведены на иллюстрации. Её следующая модель «Искра-1» в целом повторяла предшественницу, но её предел кратности увеличения изменили от 3 до 10. «Искра-01» работала с объективом «И-50У», подсоединяемым через резьбу М39. Как вспоминают фотолюбители, в магазинах «Искра-01» продавалась за 16 рублей 20 копеек, входя в число бюджетных фотоувеличителей.
«Юность» - это серия малоформатных конденсорных увеличителей вертикального типа с ручной фокусировкой. Для примера слева приведена модель «Ю-1», справа – «ФЛ-3». «Ю-1» мог дать увеличение в интервале от 4,5х6 см до 18х24 см. Работал с объективом «И-59У». «ФЛ-3» в состав объектив не включал, имея соединительную резьбу М39 (вместе с увеличителем поставлялся переходник на резьбу М42). Кратность увеличения «ФЛ-3» от 2,5 до 8. Как сказано в описании, оба аппарата могли использоваться в качестве проектора. «ФЛ-3» мог поворачивать проецируемое изображение на 90°. «Ю-1» в конце 1960-х гг. стоила 13 рублей 50 копеек. «ФЛ-3» столько же, но уже в конце 1970-х гг. По воспоминаниям фотолюбителей какую-то модель из линейки «Юностей» можно было купить за 14 рублей 50 копеек.
«Ленинград» - одна из самых популярных моделей советских фотоувеличителей. Для примера разберём модель «Ленинград-4» и две её модификации. «Ленинград-4» - это малоформатный увеличитель с ручной фокусировкой по щелевому устройству. Достоинство конструкции в шарнирном параллелограмме, благодаря которому масштаба увеличения менять можно очень быстро. Кратность увеличения от 2,4 до 10, а вне экрана – до 20. Позволял работать с размерами кадра 10х14 мм, 14х21 мм, 18х24 мм, 24х36 мм. В состав этой модели объектив не входил. Ему предназначались объективы «И-50У», «И-24М-У» или иные объективы с фокусным расстоянием 52мм, подсоединяемые резьбой М39. А вот «Ленинград-4И» продавался с объективом «И-50У». Он позволял печатать и чёрно-белые, и цветные фотографии, работая с размерами кадра 13x17, 18x24 и 24x36 мм. «Ленинград-4И» комплектовался объективом «И-96У». Розничная цена «Ленинграда-4» составляла 25 рублей.
«Азов» - это уже аппарат не для фотолюбителя-одиночки, а для настоящей фотолаборатории или фотоателье. Работал с негативами формата 24х36 и 60х90 мм. В комплект входил выносной пульт управления, что для того периода было диковинкой. В аппарате был моторный привод, встроенное реле времени, два объектива («Вега-5У» и «Вега-11У») и два конденсора. Оснащённый поворотной объективной доской «Азов» был способен исправлять перспективные искажения при печати, что становилось большим преимуществом для фотографов, ценящих «правильность» снимка. На 1985 год стоил 750 рублей.
За время существования СССР советская промышленность выпустила более сотни различных моделей фотоувеличителей. Цифровые фотокамеры и лазерная печать отправили их в гаражи и на антресоли. Для человека XXI века эти аппараты воспринимаются столь же странно, как удивлялся гражданин позднего СССР, глядя на прялку, найденную в деревенском сарае. Любителей самостоятельно возиться с проявителем и фиксажем сейчас не так уж и много. Зато постепенно растёт число собирателей, для которых фотоувеличитель – не рабочий инструмент, а ещё один экспонат для внушительной (учитывая размеры увеличителей) коллекции.