Плёночный фотоаппарат «Смена» нельзя отнести к высококачественной аппаратуре, которую желали получить профессиональные фотографы. «Смена» брала другим: простотой, дешевизной, доступностью. С ней было легко делать первые шаги. Поколения советских школьников, сменяя друг друга, часто постигали искусство фотографирования с помощью «Смены», купленной на сбережения от завтраков или подаренной на день рождения. Устойчивый к ударам корпус располагал брать этот аппарат хоть на пляж, хоть в дальний поход. А снимки при должном опыте и умении получались ничуть не хуже, чем у обладателей аппарата с ценой на порядок выше.
Где выпускались фотоаппараты «Смена»
Основную часть фотоаппаратов изготовило Ленинградское оптико-механическое объединение имени В. И. Ленина (ЛОМО), которое выросло из оптического завода, открытого в Петрограде в 1914 году. За время деятельности объединение успело выпустить большой объём продукции военного и двойного назначения, но советским гражданам оно было более знакомо по приборам и технике гражданского назначения. Среди последней телескопы, микроскопы, фотоаппараты, автоматизированные спектрометры, видеомагнитофоны и различная киноаппаратура. Серия «Смена» - это лишь малая частичка огромного списка, включающего различные виды фотоаппаратов. На момент выпуска первых смен предприятие называлось «Государственный оптико-механический завод имени ОГПУ» (ГОМЗ).
Первые модели «Смены» выпускал ещё и Минский механический завод имени С.И. Вавилова (ММЗ). Так как в полученную конструкцию ММЗ вносил и собственные усовершенствования, после 1961 года завод переключился на выпуск фотоаппаратов «Весна». По уровню и техническим характеристикам они были очень близки к «Сменам» того периода, но отличались по внешнему виду. ММЗ также выпускал большое количество всевозможной аппаратуры. В 1971 году на базе ММЗ создано Белорусское оптико-механическое объединение (БелОМО), работающее и в настоящее время.
Довоенные модели фотоаппарата «Смена»
Производство аппаратов «Смена» началось не на пустом месте. В 1935 году ГОМЗ выпустил первый советский однообъективный зеркальный фотоаппарат «Спорт», а через два года на прилавки магазинов отправилась первая партия простейших детских фотоаппаратов.
За образец первой «Смены» была взят аппарат «Kodak Bantam», представлявший собой шкальную клапп-камеру, то есть устройство, где объективная доска при работе выдвигается от корпуса системой металлических распорок. Можно сказать, что это миниатюрная копия салонного фотоаппарата, который повсеместно можно было повстречать в советских и российских домах быта до перехода на цифровые устройства.
«Смена», выпуск которой стартовал в 1939 году, имела всего два режима выдержки – 1/50 и «В» (ручная выдержка). Съёмка осуществлялась трёхлинзовым объективом (триплет). Откидной рамочный видоискатель располагался поверх корпуса. «Смена» заряжалась свёрнутой в рулон 35-мм фотокиноплёнкой из расчёта 25 кадров на полный комплект. При габаритных размерах 114×72×42 мм вес аппарата был 210 грамм. Внутреннее устройство пряталась в корпусе из бакелита – пластика, устойчивого к высоким температурам, давлению, трению, толчкам и ударам. Историки советского фотодела утверждают, что сначала появились «Смены» в чёрном корпусе, а красно-коричневые тона стали использовать позже. После начала войны производство аппаратов прекратили.
Фотоаппараты «Смена» 1953-1962 гг.
До момента появления новых «Смен» прошло больше десятилетия. За это время доминирование складных аппаратов прекратилось. На рынок вышло новое поколение фототехники. Не надо думать, что ГОМЗ всё это время не выпускал фотоаппараты. Например, в 1946 году предприятие начинает производство двухобъективного зеркального фотоаппарата «Комсомолец», на основе которого через четыре года создана модель «Любитель».
«Смена» возвращается в виде малоформатного шкального фотоаппарата, куда заряжалась кассета с фотоплёнкой типа 135. В процессе съёмки плёнка постепенно перемещалась в другую кассету (обратной перемоткой аппарат не располагал). Новинкой стал оптический параллаксный видоискатель. Существенно расширился набор режимов выдержки: 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/200 и «В». Аппарат мог иметь заметные отличия по внешнему виду, так как ГОМЗ производил его десять лет – с 1953 по 1962 гг. В 1958 году к выпуску «Смены» подключили и ММЗ, на который ГОМЗ осуществлял поставку объективов. В 1959 году конструкцию оптимизировали, совместив спуск затвора с кнопкой счетчика кадров. Кроме того, часть тиража делали с синхроконтактом. Оба завода выпустили 1 774 847 экземпляров данной модели.
Технологию в конце 1950-х гг. также передали ещё и китайским товарищам, ведь с этой страной Советский Союз тогда поддерживал очень тесные связи. На местный рынок китайская «Смена» поступала под названием «Янцзы».
Используя тот же объектив «Триплет Т-22 4,5/40», как и её предшественница, «Смена-2» отличалась наличием автоспуска и синхроконтакта. ГОМЗ начинает её выпуск с 1955 года. ММЗ подключается через два года, поначалу просто копируя аппарат, но впоследствии вводя и свои новшества. Например, на поздних аппаратах Минска набор режимов выдержки начинался с 1/8, а заканчивался 1/250. Всего было выпущено более полутора миллиона экземпляров «Смены-2». В процессе выпуска менялся и внешний вид. Аппараты разных лет имели различную спусковую кнопку, счетчик кадров и рукоятку обратной перемотки.
В 1958-1960 гг. ГОМЗ выпускал также модели под названиями «Смена-3» и «Смена-4». В отличие от предыдущих моделей с раздельным взводом затвора и перемоткой плёнки маховиком здесь сконструировали курковый взвод под левую руку, не сблокированный с перемоткой плёнки. «Смена-4» располагала также автоспуском и синхроконтактом.
Минский завод ММЗ модернизировал свою «Смену-2» с упомянутым выше набором режимов выдержки (1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250 и «В») в «Смену-М» с объективом «Триплет Т-22М». Аппарат обзавёлся спусковой кнопкой, выступающую поверх затвора и связанную внутренней передачей с блокировкой протяжки пленки и счетчиком кадров. «Смена-М» располагала синхроконтактом. «Смена-2М» имела ещё и автоспуск. Обе модели выпускались только в 1961 году.
Фотоаппараты «Смена» 1961-1971 гг.
Новое поколение «Смен» начинается с модели «Смена-5», выпускавшейся в Ленинграде в 1961-1962 гг. В глаза сразу бросается внешний вид: этот тип корпуса потом будет использоваться для последующих четырёх моделей (в коллекционной среде этот модельный ряд получил название «Смена-классик»). Меняется объектив: теперь это «Триплет Т-42 5,6/40» с уменьшенной светосилой. Оптический видоискатель заменён стеклянным рамочным. Набор режимов выдержки сокращён (1/30, 1/60, 1/125, 1/250 и «В»). Автоспуск у этой модели не предусмотрен. Вместе с фотоаппаратом меняется и само предприятие: в 1962 году ГОМЗ переименовывают в ЛОМО - Ленинградское оптико-механическое объединение.
Улучшенная версия «Смены-5» с наличием автоспуска и дополнительным режимов выдержки (1/15) получила название «Смена-6». Кроме того, в строй встал объектив «Триплет Т-43 4/40», относительно предшественника отличавшийся высокой светосилой. «Смена-6» производилась с 1961 по 1969 год. Одновременно был начат выпуск упрощённой «Смены-7», где не было автоспуска. В неё собирались встроить экспонометр, но до серийного выпуска это дополнение так и не добралось Производство этой модели завершили в 1971 году. Всего аппаратов данного типа было произведено немногим менее двух миллионов.
Фотоаппарат «Смена-8М» и его производные
Появившаяся в 1963 году «Смена-8», унаследовав от ранних моделей объектив «Триплет Т-43 4/40», обзавелась полной блокировкой головки перемотки плёнки и головкой обратной перемотки плёнки. Блокировка препятствовала обрыву перфорации плёнки, когда неопытный фотограф упорствовал с перемоткой (что нередко происходило на аппаратах предыдущих выпусков). «Смену-8» мы увидим в руках у Семёна Семёновича Горбункова (фильм «Бриллиантовая рука»). В 1964 году она продавалась по цене 13 рублей 50 копеек. Экспортные версии модели звались «Cosmic-35» и «Global-35». В 1969 году начали производство «Смены-9» - точно такого же аппарата, но без автоспуска. Обе модели выпускались по 1971 год включительно.
Ответвление к моделям конца 1960-х гг. «Смена-11», «Смена-12» и «Смена-14», использующим различные типы объектива «Индустар», серийного воплощения не получило. Но эти разработки привели массово выпускавшуюся «Смену» в 1970 году к эпохальному событию: фотоаппарат приобрёл иной корпус, с которым аппарат стал смотреться ничуть не хуже западных аналогов. Теперь он звался «Смена-8М». При этом вес особо не изменился (280 грамм у «Смены-8М» против 288 грамм у «Смены-8»). Вернее, метаморфозы произошли со «Сменой-9», так как «Смена-8М» также не имела автоспуска. Дизайн коснулся и обозначений: на шкале выдержек появились погодные символы («ясно», «солнце в дымке», «облачно», «пасмурно», «грозовые тучи»), а на метражной шкале – дополнительные сюжетные пиктограммы.
- «Смена-8М» привлекала покупателя стоимостью. Во времена СССР её можно было купить за 15 рублей. При этом каким-то дефицитом она вовсе не была, так как опытные мастера фотографии искали аппараты с расширенными возможностями хоть и по куда более высоким ценам.
- Выражение «Не баг, а фича!» в полной мере можно отнести к плавной установке выдержки. Фотографы достаточно быстро поняли, как зафиксировать регулятор между 1/15 и «В», чтобы получить выдержку подлиннее, чем 1/15.
- А пословица «Не было бы счастья, да несчастье помогло» описывает чувства фотографа от явного недостатка конструкции, ведь затвор не сблокирован с перемоткой пленки. Поэтому вполне возможно в процессе съёмки получить повторное экспонирование на один кадр. Однако многократное экспонирование при должной доли фантазии может породить на свет причудливые неповторимые шедевры фотоискусства.
- Коллекционируют не только сами аппараты, но и катушки к ним. Оригинальная приёмная катушка «Смены-8М» представляет определённый коллекционный интерес и без фотоаппарата.
- Неизвестно, сколько точно выпущено аппаратов «Смена-8М». Подсчитано, что с начала производства по 1995 год включительно тираж составил 21 041 191 экземпляр. Благодаря такому монументальному количеству модель «Смена-8М» до сих пор считается самым массовым фотоаппаратом в мире и даже занесена в Книгу рекордов Гиннеса.
- В эпоху всепобеждающей цифры аудиофилы до сих пор бережно и трепетно относятся к прослушиванию музыки на кассетах. Сохранились и приверженцы плёночной фотографии. Благодаря им «Смена-8М» до сих пор не отправилась на свалку истории, а продолжает делать всё новые фотографии. Нынешних владельцев «Смен» привлекает малый вес аппарата, его неприхотливость и лёгкость ремонта.
Попытка ещё раз осовременить массовую модель привела к появлению «Смены-35». Можно сказать, что это та же «Смена-8М», но в другом корпусе с центральным синхроконтактом. Бакелит ушёл в прошлое, теперь вместо него полистирол. Также вернулся параллаксный оптический видоискатель. Исчезла шкала глубины резко изображаемого пространства с оправы объектива. Усовершенствованная головка обратной перемотки отменила съёмку в пустую кассету. «Смена-35» выпускалась с 1990 года. Как и в случае со «Сменой-8М», понять, когда был выпущен последний аппарат пока не представляется возможным.
Другие фотоаппараты «Смена» 1971-1991 гг.
Модель «Смена-символ», выпускавшаяся с 1971 года, внешне походила на «Смену-8М», отличаясь только спусковым рычагом сбоку от объектива. Однако у этого аппарата был оптический видоискатель, курковый взвод затвора и перемотки плёнки. Вместо пустой кассеты использованная часть плёнки обматывалась вокруг несъёмной приёмной катушки, возвращаясь в изначальную кассету обратной перемоткой. Более дорогие составляющие привели к тому, что этот аппарат был на четверть дороже «Смены-8М»: в 1985 году он продавался за 20 рублей. Модель поступала на экспорт под названиями «Cosmic Symbol» и «Revue 135 Symbol». Взяв за основу «Смену-символ», разработчики спроектировали модель «Смена-Е», где имелся механизм автоматической установки выдержки с приоритетом диафрагмы. Замена объектива на «Индустар-73» породила модель «Символ-136». В середине 1980-х гг. аппарату осовременили корпус, и на свет появилась сначала «Смена-19», а затем и «Смена-20». «Смену-символ» планировали превратить и в стереофотоаппарат.
Для начинающих фотолюбителей предназначалась «Смена-Рапид» с рамочным видоискателем, в которую заряжалась 35-мм перфорированная фотокиноплёнка в кассетах «Рапид». После модификации аппарат обзавёлся обоймой для крепления фотовспышки или съёмного внешнего дальномера и получил название «Смена-SL». Обе модели выпускались с 1968 по 1978 год. Общее количество аппаратов приближается к 600 000 тысячам. «Смену-SL» с экспонометром назвали «Сигнал-SL», но с ней до серийного производства так и не добрались. Кассеты «Рапид» были большим дефицитом, поэтому рассчитанные на них фотоаппараты часто пылились без дела.
И закончим обзор «Сменой», которая вроде бы вовсе и не «Смена». Перед нами созданная на основе фотоаппарата «ЛОМО-компакт-автомат» модель «Смена-18». От базового устройства её отличало отсутствие экспонометра. Поэтому экспозицию фотографу приходилось устанавливать вручную. Проект был полностью подготовлен к запуску. Была даже заявлена розничная цена – 25 рублей. Однако серийное производство так и не началось.