Фоторужьё – отличный пример того, как к открытию приводит последовательная кропотливая работа нескольких учёных в разных областях наук, а само изобретение становится звеном цепочки, которая заканчивается техническим переворотом, навсегда изменившим жизнь человечества. Ведь вы же не представляете сейчас мир, в котором нет кинофильмов и телепередач. Впрочем, обратимся к подробностям.
История создания
Какую науку благодарить за создание фоторужья? Физику? Или её раздел оптику? Нет, в первую очередь надо сказать спасибо астрономии. Ведь ещё до создания фоторужья появился фоторевольвер, придуманный астрономом Пьером Жюлем Сезаром Янссеном.
Его устройство решало практическую задачу астрономии: требовалось зафиксировать прохождение Венеры по диску Солнца. Точный анализ этого процесса позволил бы вычислить среднее расстояние между Землёй и Солнцем, которое бы приняли за астрономическую единицу, чтобы впоследствии измерить всю Солнечную систему. Неудивительно, что многие державы отправили в 1874 году экспедиции в те точки земного шара, где этот процесс удобнее всего было запечатлеть. Но наблюдения упирались в отсутствие прибора, который бы сумел поймать сам транзит планеты и зафиксировать его отдельные фазы.
Устройство, предложенное Янссеном, позволяло записать 48 фотографий за 72 секунды при помощи дагеротипии (процесс, основанный на светочувствительности йодистого серебра). За свою скорострельность прибор получил название «астрономический револьвер», хотя потом его чаще именовали «фоторевольвер». Испытания устройства прошли в Нагасаки, и результаты настолько впечатлили наблюдателей, что участники британских экспедиций спешно соорудили свои камеры по принципу фоторевольвера Янссена. Поставленную задачу (точное вычисление астрономической единицы) револьвер решить не смог, но послужил отправной точкой для других исследований. В 1875 году Жюль Янссен продемонстрировал своё изобретение Французскому фотографическому обществу, а через год, показав его Королевской академии наук Франции, предложил применить возможности устройства для изучения движений животных и птиц.
Оказалось, что тот же самый процесс в 1874 году заинтересовал другого французского учёного – врача и физиолога Этьена-Жюля Марея. Его в числе многих интересовал вопрос, имеется ли в движении лошади момент, когда все четыре её ноги оторваны от земли. Уже два года продолжался знаменитый спор, затеянный двумя группами американцев, одну из которых возглавлял президент «Центральной тихоокеанской железной дороги» Леланд Стэнфорд, а другую - президент фондовой биржи Сан-Франциско Джеймс Кин. Задачу съёмками дюжины камер вызвался решить Эдвард Мейбридж, однако в 1872 году потерпел неудачу. Удачно его процесс прошёл лишь в мае 1878 года. Но, когда мир получил ответ на затянувшийся спор, Этьен-Жюль Марей уже увлёкся собственными экспериментами.
[/quote=Этьен-Жюль Марей] «Я очарован движением, которое является наиболее очевидным признаком жизни. Я хотел бы понять механизм этих законов Природы. Я ищу любые средства, чтобы зафиксировать визуальные следы движения, потому что опасаюсь собственных ощущений, ведь они слишком замедлены и слишком запутаны».[/quote]
С января по февраль 1882 года Этьен-Жюль Марей проживал в Неаполе, где и сконструировал устройство на основе принципов действия фоторевольвера Янссена, позволяющее фиксировать отдельные фазы движения. Основное достоинство фоторужья Марея – скорость съёмки, доходящая до 12 кадров в секунду, что позволяла делать круглая или восьмиугольная фотопластинка, которая при смене кадра поворачивалась на определённый угол. В марте Марей оповестил о своих достижениях Королевскую академию наук Франции, а в апреле сделал там доклад, показав последовательность фаз полёта чайки и летучей мыши. Изобретение настолько захватило Марея, что он бесконечно совершенствовал его, так как фотодело той эпохи сопровождалось открытием новых химических веществ, всё более чувствительных к свету. Это позволило добиться выдержки в 1/720 секунды и даже 1/1440 секунды. Можно сказать, что фоторужьё Марея – это промежуточное звено, которое позволило превратить фотоаппарат в кинокамеру и вместе с зоопраксископом Мейбриджа дать отправную точку кинематографу.
Дорогой Марея отправились британские фирмы, выпускавшие фототехнику. Sands & Hunter представило свой аппарат в 1885 году, а в 1892 году свою собственная конструкция была предложена Lawrance. Их изобретения также предназначались для исследователей скоростной фотофиксации. При этом принцип перезарядки был взят от револьвера. Во время первой мировой войны началось применение фотопулемётов. В учебных целях реальное оружие заменяли скоростной фотокамерой, что позволяло не тратить попусту дорогие боеприпасы. Точность попадания оценивалась тем, насколько хорошо пилоту удалось сфотографировать объект-мишень. Во Вторую мировую войну фотопулемётами оборудовали не только учебные, но и боевые самолёты. Фотопулемёт фиксировал стрельбу лётчика, а полученные кадры служили доказательством поражения намеченного объекта.
Фоторужьё в СССР
В 1937 году Государственный Оптический Институт (ГОИ), взяв уже проверенный временем и хорошо зарекомендовавший себя дальномерный фотоаппарат «ФЭД» (копия немецкой фотокамеры «Leica II»), разработал отечественное фоторужьё «Фотоснайпер». Его выпустили небольшой партией, поэтому о нём мало что известно. Цель выпуска тоже неясна, так как журнал «Советское ФОТО» (№ 5 за 1985 год) упоминал, что потребность в специальных телефотоаппаратах, предназначенных для фоторазведки переднего края укреплений противника, высказана Военно-инженерным управлением Красной Армии только в 1939 году, когда шла Советско-Финская война.
Аналог этой разработки вскоре начал выпускать Красногорский механический завод (КМЗ) под маркой «ФС-2» (специалисты ГОИ завершили его разработку в 1942 году, находясь в эвакуации в Йошкар-Оле). Основой послужило немецкое фоторужьё «Leica Gewehr». Известно, что аппараты, выпущенные КМЗ в 1944-1945 гг., комплектовались доработанной версией «ФЭД» с объективом «Таир-2» (известен под маркировкой «ГОИ 4,5/300» или «ФС-2») и специальной зеркальной приставкой – флектоскопом. Параметры объектива (фокусное расстояние 300 мм, относительное отверстие 1:4,5) вполне подходили для главной цели устройства – фоторазведки. Особенностью конструкции стала деревянная ложа ружейного типа. В источниках обозначено, что выпустили всего 343 подобных ружья.
Аукционный дом Leitz Photographica выставил на торги версию фоторужья, удивившую многих фотолюбителей. Заявлено, что это аппарат «ФС-3», выпущенный ГОИ во время Великой Отечественной войны. Явным отличием от «ФС-2» стал металлический приклад. По характеристикам, представленным аукционом, фоторужьё укомплектовано объективом ГОИ длиной 60 см, светосилой f/4,5 и фокусным расстоянием 600 мм. При этом сам харьковский «ФЭД», послуживший основой для ружья, имеет быстроразъёмную пластину для соединения с корпусом зеркала.
Этот тип «ФС-3» разработан в 1943 году для моряков Балтийского флота, которые с помощью его выполняли бы дальнюю разведку. Видимо, испытания он также проходил на Балтике, так как имеется фотография, на которой участник процесса проводит съёмку. Из-за секретности проекта каких-то дополнительных документов по нему не найдено. Аукционный дом считает, что это единственный сохранившийся экземпляр. То есть для фотолюбителей данная реликвия представляет не меньшую ценность, чем «Британская розовая Гвиана» для филателистов или 25 копеек 1898 года для нумизматов. С оценочной стоимостью от 60 000 до 70 000 евро уникальный предмет стартовал с 30 000 евро и в итоге ушёл за 144 000 тысячи евро.
Массово «Фотоснайпер ФС-3» производили в Красногорске С 1965 по 1982 год. Основой устройства был фотоаппарат «Зенит-ЕС» - немного модифицированная под фоторужьё модель «Зенит-Е», получившая для сопряжения со спусковым крючком приклада толкатель, вмонтированный в нижнюю крышку корпуса. Для этого фоторужья подходили объективы «Гелиос-44-2» и «Таир-3ФС». Всего было выпущено 97 938 таких фоторужей. Приклад снимался, поэтому весь комплект помещался в защитном футляре не такого уж и большого размера. В 1980-е гг. «Фотоснайпер ФС-3» стоил 280 рублей. Развитием линейки могли стать модели «ФС-4» на базе камеры «Зенит-16», «ФС-4М» на базе камеры «Зенит-19» и «ФС-5» на базе камеры «Зенит-автомат», но их либо остановили на стадии проекта, либо ограничились опытным производством.
После завершения выпуска «ФС-3» начали выпускать «Фотоснайпер-12» на базе фотоаппарата «Зенит-12С», укомплектованного длиннофокусным объективом «Таир-3С» (300мм f/4,5). Для работы также подходил объектив «Гелиос-44М-4» (58мм f/2). «Зенит-12С» имел TTL-экспонометр и зеркало постоянного визирования. В 1987 году «Фотоснайпер-12» продавали за 380 рублей. На футляре аппарат обозначали кратко – «ФС-12». Сам футляр весил два килограмма и был не очень удобен (например, заваливался, если его ставили без ружья внутри). Выпускали «Фотоснайпер-12» до 1990 года. Для улучшенной модели «ФС-12-3» использовали фотоаппарат «Зенит-12XPS».
В 1990-х гг. начали выпускать модернизированную версию фоторужья, назвав её «ФС-122» по имени фотоаппарата «Зенит-122С», на базе которого строилась конструкция. В зависимости от объектива фоторужьё могла называться «ФС-122-2» (объектив «Таир-3С») или «ФС-122-3» (объектив «MC Таир-3С»). Но положение в стране тогда было крайне тяжёлым, поэтому спрос на российские фоторужья резко снизился, а многие перспективные наработки (например, «Телефот» со штатной камерой «Зенит-АПК-С») не вышли из стадии проекта.
Развитием линейки «Фотоснайпер» можно назвать модель «ФС-412», базировавшуюся на фотоаппаратах «Зенит-412LS» или «Зенит-412DX», которая производилась с 2003 по 2005 год, когда положение в России стабилизировалось. Общее количество фоторужей различных моделей, произведённых в Красногорске, превышает 330 000 штук.
В Советском Союзе проживало много творческих и очень изобретательных людей, девизом которых было не купить, а сделать самому. Поэтому, глядя на ценник фоторужья в магазине, они не рылись в кошельке, а прикидывали, насколько будет сложно изготовить приклад. Среди народных изобретений в этом направлении определённую известность получило ружьё А.Я. Артюхова, придуманное им в 1960-е гг. и названное «ФРАМ». Конструкция удалась настолько хорошо, что одну из моделей «ФРАМа» взяли в качестве сравнительного образца, когда проводили техническую экспертизу «Фотоснайпера».
Устройство фоторужья
Относительно фото-аксессуаров следует отличать базовую комплектацию фоторужей от фотокомплектов. Обычно, покупая какой-нибудь из «Фотоснайперов», фотограф получал фотоаппарат с длиннофокусным и штатным объективами, съёмный приклад и пристёгивающийся плечевой упор. Фотокомплект упаковывался в футляр или портфель-кейс, но открыв его, приклада внутри фотограф не обнаруживал. Зато в его распоряжение поступал набор объективов с разным фокусным расстоянием, фильтров, колец и прочего инструмента. При этом состав комплекта мог меняться в зависимости от обозначенной области применения. Тем не менее, набор базовой комплектации в инструкции часто обозначается как «фотокомплект», что приводит к путанице.
Разберём состав базовой комплектации «Фотоснайпера-12»:
- Металлический чемоданчик (или жёсткий футляр)
- Руководство по эксплуатации
- Фотоаппарат «Зенит-12С»
- Объектив «Таир-3С»
- Объектив «Гелиос 44М-4»
- Приклад с плечевым упором и спусковым механизмом
- Переносной ремень
- Набор светофильтров
- Крышка для объектива
- Две запасные кассеты
- Набор отвёрток
Характеристики фоторужья «ФС-12» взяты из инструкции 1992 года и для других моделей могут отличаться:
- формат кадра: 24×36 мм;
- применяемая фотоплёнка: перфорированная 35-мм;
- длина плёнки в кассете: 1,65 м;
- число кадров: 36;
- набор выдержек затвора: 1/30, 1/60, 1/125, 1/250 и 1/500, «В» (от руки) и длительная;
- размеры поля изображения видоискателя: 20×28 мм;
- резьба штативного гнезда: 1/4″;
- электропитание экспонометра: 3 В;
- диапазон чувствительности фотоплёнок: от 16 до 640 ГОСТ/ISO;
- штатный объектив: «Таир-3С» или «МС Таир-3С»;
- Габаритные размеры «Фотоснайпера» (в собранном виде): 560×235×138 мм;
- Габаритные размеры фотокомплекта (в футляре): 365×195×235 мм;
- Вес «Фотоснайпера» (в рабочем состоянии): не более 3 кг;
- Вес фотокомплекта (в футляре): 5,8 кг.
Фоторужьё в массовой культуре
В искусстве изображения, полученные фоторужьём Марея, породили итальянский футуризм, основанный на методе захвата движения. Целью художников декларировалось «отразить в своих картинах ускорение темпа жизни и индустриализацию среды как приметы новой эры». Среди массы прочих полотен следует искать те, которые как бы повторяют одно и то же изображение, но с явной динамикой, словно копируя полёт птиц или бег лошади на снимках фоторужья Марея.
Советские люди близко познакомились с фоторужьём в мультфильме «Каникулы в Простоквашино» (продолжение мультфильма «Трое из Простоквашино», созданного по повести Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»). По сюжету псу Шарику там покупали фоторужьё, чтобы заменить ему таким образом настоящую охоту. Если книга была дефицитом, и о ней знали не все, то мультфильм мигом разошёлся по цитатам. В том числе и та, где Шарик сетует, что полдня носился за дичью, чтобы её сфотографировать, а кот Матроскин прогнозирует, что ещё полдня Шарику придётся бегать, чтобы фотокарточку вручить. Можно сказать, что фоторужьё с этого момента стало атрибутом этого наивного и бесхитростного пса. Судя по явно деревянному прикладу, Шарику досталось раритетное фоторужьё «ФС-2».
Сейчас для съёмки длиннофокусным объективом уже не требуется фоторужьё. И оно постепенно переходит в музейные витрины и частные коллекции. Конечно, далеко не всякий экземпляр стоит так дорого, как экспериментальный раритет военных лет, сохранившийся в единственном числе, или аналог из первой партии изобретения Марея. Но если зайти в московские магазины, можно увидеть ценник в десятки и даже сотни тысяч. Ну а желающим испытать удачу можно посоветовать следить за электронными аукционами, где порой фоторужья проскакивают по невысокой цене. Стоимость конкретного фоторужья определяет работоспособность, сохранность, комплектность и внешний вид. Для того, кто твёрдо нацелился раздобыть себе фоторужьё, на путь к мечте окажется не таким уж длинным.