Если спросить у случайного прохожего, что коллекционирует филуменист, то правильный ответ можно услышать крайне редко. Все знают, что нумизмат собирает монеты, а филателист – марки, но вот с филуменистом будет сложнее. Его хобби менее популярно и также менее известно нежели нумизматика или филателия. Здесь «товарищем по несчастью» филуменисту будет например лепидоптерофил – коллекционер бабочек.
Так что же означает филумения?
Филумения (реже - филуменистика) – это коллекционирование спичечных этикеток и всего, что связано со спичками – упаковок, этикеток, рекламной продукции и др. Считается, что термин был придуман английской коллекционеркой Маржори С. Эванс в мае 1943 года. То есть в разгар Второй мировой войны, когда Красная Армия готовилась к отражению немецкого наступления на Курской дуге, а войска союзников били немцев и итальянцев в Тунисе, британская дама была озабочена изобретением названия для своего хобби. В основе термина, придуманного Эванс, лежат два слова – греческое «φιλία» - «дружба, любовь» и латинское «lumen» - «свет». То есть в буквальном смысле филумения – это «любовь к свету».
Эпизодическое случайное использование огня древним человеком началось около одного миллиона лет назад, задолго до возникновения вида Homo Sapiens. Однако понадобились еще сотни тысяч лет, чтобы человек от случайного перешел к систематическому разведению и использованию огня. Этот важнейший этап в социальной эволюции произошел около 400 тысяч лет назад.
Освоение огня повлияло на рацион питания, безопасность, здоровье человека, изменило его поведение, образ жизни, расширило навыки и сферы занятий. На протяжении тысячелетний развивались и совершенствовались способы добывания огня путем выскабливания, выпиливания, высверливания, высекания и получения с помощью «огневого насоса».
Однако все эти способы были довольно трудоемкими, требовали серьезного навыка, немалого времени и разнообразных подручных материалов. Эволюция добывания огня непременно должна была привести к изобретению простого и быстрого способа извлечения огня при минимальных трудозатратах. Прав был поэт Андрей Вознесенский, сказавший еще в 1964 году, что «лень – двигатель прогресса». Первыми «лентяями» оказались китайцы. В VI веке в Китае появились палочки, покрытые серой. Однако китайцам еще не была известна взаимосвязь серы и трения, поэтому «рабы, несущие огонь», именно так назвали свое приспособление китайцы, использовались всего лишь для быстрого увеличения и распространения пламени.
В 1660-х годах в Гамбурге жил отставной военный Х. Брандт. Растранжирив приданное жены, он решил заняться алхимией и приступил к созданию «философского камня», который по представлениям того времени мог превращать свинец в золото. Однажды, проводя различные химические эксперименты с человеческой мочой, Брандт получил некое вещество, светившееся бледно-зеленым светом. Такой же свет излучали и пары этого странного вещества.
Алхимик восторжествовал. Ведь он решил, что вещество и есть тот самый философский камень. Но все дальнейшие эксперименты с полученным продуктом не дали даже грамма золота. Сам того не ведая, алхимик открыл не что иное как фосфор. И все-таки открытие Брандта принесло золото своему создателю. Ловкий немец показывал богачам за деньги свое «светящееся чудо». Но прошло еще много десятков лет пока люди не догадались использовать быструю воспламеняемость фосфора в утилитарных бытовых целях. Первооткрыватель спичек неизвестен. За право первенства борются химическая спичка француза Жана Шанселя, изобретенная им в 1805 году, и серные спички британского аптекаря Джона Уокера, появившиеся несколько позднее.
О спичках было известно А.С. Пушкину. В письме в начале ноября 1824 года Александр Сергеевич просил брата Льва прислать ему в Тригорское «серные спички». В России самовозгорающиеся палочки, привозимые из Европы, получили название спичек. Русское слово «спичка» известно с XIV века в значении – «тонкая деревянная палочка». Изначально спичками русские сапожники подбивали подошву сапогов.
В 1830-х годах появились фосфорные спички, изобретенные французом Шарлем Сориа и венгром Яношем Ирини. Тогда же на венской фабрике Иштвана Ремера спички стали паковать в коробки с наклеенной на них шершавой бумажкой (на клей сыпали песок или мелко толченое стекло). Производство спичек развернулось по всей Европе. В России фабрики по выпуску фосфорных спичек стали массово возникать только после отмены крепостного права, хотя первая спичечная мануфактура появилась еще в 1837 году в Петербурге.
Опыт промышленного производства фосфорных спичек показал, что оно очень опасно для здоровья работников фабрик. Вдыхая пары белого фосфора, человек получал множество тяжелых заболеваний и быстро умирал. В 1855 году шведы Г. Паш и Й. Лундстрем заменили опасный белый фосфор красным и производство спичек стало относительно безопасным. Шведские спички были просты в производстве и использовании, нетоксичны, и не самовоспламенялись так как фосфорные. Впоследствии красный фосфор в спичках был заменен другими химическими соединениями. Изобретение Паша-Лундстрема сделало спичку культовым объектом, распространившимся по всему миру. К началу ХХ века все спичечные фабрики перешли на производство именно «шведских спичек». Фосфорные спички были запрещены в соответствии с Бернской конвенцией 1906 года.
Со временем производители спичек стали использовать для извлечения прибыли не только сам производимый продукт, но и его упаковку. На коробках было достаточно пустого пространства, которое можно было эффективно использовать под разнообразную рекламу, как собственную, так и продавать рекламные площади производителям других товаров. Так постепенно спичечные коробки стали оформляться этикетками рекламного характера.
«Конфеты были Ландрина, / А спички были Лапшина, / А банею торговой / Владели Сандуновы», - так Маршак описал экономическую реальность царских времен. Все российское промышленное производство после Октябрьской революции 1917 года было национализировано. В том числе и спичечные фабрики. Так фабрика «Ираида» Лапшина стала фабрикой им. В.И. Ленина, а фабрика купца Родионова в Злынке – фабрикой «Ревпуть». Буржуазная реклама на этикетках сменилась тематикой в стиле соцреализма. В Советском Союзе, где уже в начале 1930-х производилось 10 млн ящиков спичек ежегодно, прибыль не являлась целью социалистического производства. На первом месте было удовлетворение потребностей трудящихся. Поэтому тематика изображений на советских спичечных этикетках носила не рекламный, а социально значимый, пропагандистский и просветительский характер.
Коллекционирование спичечных аксессуаров, в первую очередь этикеток, началось практически сразу с появлением массового производства и распространения спичек в быту. В ХХ веке в странах мира стали возникать клубы и общества, объединявшие коллекционеров-филуменистов. Появились периодические издания филуменистической направленности, а также аксессуары для хранения и изучения коллекций. В СССР частное коллекционирование спичечных этикеток началось уже в 1920-30-х годах.
Первое общественное объединение советских филуменистов было организовано в 1957 году в Москве. Ныне это московский клуб филуменистов «Сувенир», выпускающий журнал «московский филуменист». В московских Люберцах работает «Музей спички». В Петербурге действуют филуменистический центр «Международный союз филуменистов», издающий специализированный журнал «Сфинкс», и клуб филуменистов «Невский факел». В сети Интернет можно найти сайты и форумы для коллекционеров-филуменистов.
Коллекционирование спичечных этикеток в СССР не оставалось без внимания государства. Большие серии можно было не выискивать в россыпях коробков, продававшихся магазинах или киосках, а купить целиком в составе специальных наборов. Существовали также подборки по 100 штук, включавшие как различные серии, так и одиночные выпуски. Причём «наборные» этикетки зачастую отличались от «оборотных» по цвету или по мелким деталям оформления.
Для советских коллекционеров, предпочитавших «цельные вещи», выпускались шикарные подарочные наборы, где спичечные коробки упаковывались в красочный короб. Ни одно значимое событие (годовщины Победы и Революции, Олимпиада-80, юбилеи художников, литераторов или городов) не обходилось без выпусков подобной сувенирной продукции. В наборах нашли отражение народные промыслы СССР, новинки техники и освоение космического пространства.
Тысячи филуменистов со всего мира объединены в The British Matchbox Label & Booklet Society (Британское общество спичечных этикеток). С 1939 года действует американское «Общество спичечных коробков Раткампа» («The Rathkamp Matchcover Society»), основанное коллекционером Генри Раткампом. RMS считается старейшей филуменистической организацией в мире, объединяющей коллекционеров не только США, но и других стран мира. Филуменистов Чехии объединяет Чешское общество филуменистов.
Коллекционированием спичечных этикеток увлекается лидер КПРФ Г.А. Зюганов. Спичечные этикетки стали первой коллекцией 12-й чемпиона мира по шахматам Анатолия Карпова, тогда ещё мальчишки (сейчас он, участвуя в международных выставках, входит в число известных мировых филателистов – коллекционеров почтовых марок). Сам Карпов в интервью «Российской Газете» поведал, что в те детские годы мечтой его товарищей было раздобыть полный комплект этикеток из сувенирного набора «Башни Кремля».
Большая заслуга в признании филумении как самостоятельного и серьезного направления коллекционирования принадлежит коллекционеру В.М. Богданову, одному из вдохновителей и организаторов советской филумении. Книга Богданова «Спичечные этикетки и их коллекционирование», вышедшая в 1970 году, была и остается актуальным теоретическим и практическим пособием для современных филуменистов.
Филумения – увлекательное занятие. Спичечные коробки и этикетки в не меньшей степени являются зеркалом эпохи, чем монеты и марки. Среди филуменистических артефактов встречаются настоящие раритеты, за которыми охотятся увлеченные коллекционеры со всего мира. В Советском Союзе коробок спичек стоил одну копейку. За самый маленький номинал можно было приобрести не только полезную в быту вещь, но и предмет весьма информативный, наполненный смыслом, просвещающий и воспитывающий. Несмотря на то, что сегодня спички всё реже и реже используются в нашей повседневной жизни, они не перестали быть предметом коллекционирования.