Третьим по популярностью видом коллекционирования является филокартия. Она занимает это почетное место после нумизматики и филателии.
Так что же коллекционируют филокартисты и как их увлечение связано с почтовой службой?
Термин филокартия появился путем соединения двух слов - греческого «φιλία» - «дружба, любовь» и немецкого «karte» - «карта, карточка». Таким образом филокартия – это коллекционирование почтовых карточек или так называемых открытых, не запечатанных в конверт, писем. Самым популярным предметом коллекционирования филокартистов стала иллюстрированная почтовая карточка или открытка – разновидность почтовой карточки, открытого письма с полноформатным изображением на одной из сторон. Тематическое разнообразие иллюстраций на открытках со временем стало огромным, что повлияло на популярность филокартии во всем мире. Виды городов, пейзажи, репродукции картин, социальная реклама, портреты выдающихся личностей, памятники архитектуры, флора и фауна, транспорт – вот только малая часть тем иллюстраций на открытках.
Появление почтовых карточек связано с развитием услуг почтовой связи в XIX веке. Одним из главных этапов развития почты было появление почтовой марки в мае 1840 года, что значительно упростило принципы почтовой оплаты и доставки. Затем перед почтовыми службами встал вопрос максимального расширения услуг путем удешевления тарифа почтовых отправлений.
Эпизодическое использование почтовых карточек как вида корреспонденции встречалось задолго до ее официального введения. Так в 1777 году в «Альманахе парижской почты» была напечатана заметка о том, что почтовыми дилижансами пересылаются приветственные гравированные карточки с текстом, открытым для каждого. Отмечалось, что эти карточки изготавливал некий гравер Дэмезон. К сожалению ни одна из карточек Дэмезона не сохранилась. Хотя, возможно, в будущем какой-нибудь упрямый коллекционер-искатель и обнаружит в старом сундуке или архиве заветный артефакт.
В конце XVIII века английский художник Добсон рассылал литографированные рождественские карточки-поздравления своим друзьям, а один из лондонских ловкачей наладил их производство и продажу. В XIX веке в Европе широко распространились поздравительные «валентинки». Все вышеуказанные виды карточек были крайне дороги, эксклюзивны и доступны лишь высшим слоям общества. Также они не были официальными почтовыми отправлениями.
На сегодняшний день самой ранней из сохранившихся самодельных открыток является так называемая «Penny Penates» («Грошовые пенаты») - карточка, изготовленная английским литератором Теодором Хуком и отправленная самому себе в 1840 году. Ценность этой открытки заключается в том, что к ней приклеена первая почтовая марка «Чёрный пенни» («Penny Black») и проставлен датированный штемпель почтового отделения лондонского района Фулем, в который была отправлена открытка. На акварельной открытке Хука изображены сидящие вокруг гигантской чернильницы почтовые клерки с огромными перьевыми ручками. По словам историка почты Эдварда Прауда марка «Черный пенни» на открытке Хука - это единственное использование «Penny Black» на открытке, которая сохранилась до нашего времени. Карточка Хука – это еще и самая дорогостоящая открытка. В 2002 году на аукционе Лондонской биржи марок ее приобрел за 31750 фунтов коллекционер из Латвии Евгений Гомберг. Прошло еще почти три десятка лет после отправления первой открытки, прежде чем почтовая карточка стала законным почтовым отправлением.
В 1865 году почтовый чиновник из Пруссии Г. фон Стефан предложил ввести дешевый вид почтовых отправлений – «открытый почтовый листок» (Postblatt) с адресом на одной стороне и текстом сообщения на другой. Стоимость отправки такого листка составила бы всего 10 пфеннигов. Однако, на официальном уровне предложение фон Стефана было отвергнуто, так как по мнению Почтового департамента снижало доходы казны и являлось аморальным по причине выставления напоказ личной информации. В 1867 году лейпцигские бизнесмены выдвинули идею «Korrespondenzkarte» с тремя десятками стандартных поздравительных или других информационных фраз. Отправитель выбирал одну из них, например – «Поздравляю с днем рождения!» и зачеркивал другие. Это предложение также было отвергнуто.
В 1869 году австрийский профессор Эмануэль Херрманн (1839-1902 гг.) предложил свою Korrespondenzkarte ценой в 2 крейцера.
И в то время, когда чопорные пруссаки опасались упадка морали посредством открытых писем, идея Германа была поддержана на правительственном уровне в Вене. 1 октября того же года из Перга в Кирхдорф была оправлена первая в мире почтовая корреспондентская карточка с тестом на обороте: «Божий привет! Получили ли вы мой ответ? Хотели бы вы к нам в гости?».
Опасаясь раскрывать информацию на открытых почтовых отправлениях, обыватели поначалу использовали карточки с осторожностью, но постепенно привыкли. Спрос на открытки стал ажиотажным: только в 1869 году в Австро-Венгрии было продано 140 тысяч открыток. Почин австро-венгерской почты был подхвачен и в других странах. Через три года, в 1872 году, почтовые карточки (открытые письма) были введены в Российской империи.
Постепенно стандартизировался внешний вид почтовых карточек. В 1878 году был установлен ее международный стандарт – 90 х 140 мм. С 1925 года размер стандартной карточки был увеличен до 105 х 148 мм. Материалом для карточки служила и служит сегодня бумага повышенной плотности. В настоящее время в России стандарт плотности бумаги для открыток составляет не менее 150 г х 1 кв. м.
В начале 1870-х годов в Австро-Венгрии, Франции и Германии появляются первые иллюстрированные открытки. Их введение в почтовый оборот стало импульсом для возникновения филокартии, как самостоятельной отрасли коллекционирования. В середине 1890-х годов иллюстрированные почтовые открытки стали преобладать в общей массе почтовых карточек. Это стало следствием использования современных на тот момент технологий печати. Если раньше открытки почти всегда были монохромными, то в конце XIX века в производстве открыток стал использоваться многоцветный процесс печати – хромолитография. Открытки были доступны по относительно низкой цене, а иллюстрации избавили от необходимости описывать города или пейзажи в тексте. Открытки стали продавать повсеместно – от табачных лавок до канцелярских магазинов. С самого начала стал использоваться агитационно-пропагандистский и рекламный потенциал иллюстрированных почтовых карточек.
Отцом фотооткрытки считается марсельский фотограф Доминик Пьяцца. Именно он разработал технику уменьшения размера фотографий, чтобы они соответствовали иллюстрациям на открытках. Пьяцца начал изготавливать свои открытки в 1891 году. Почин Пьяццы подхватили многие фотографы, в том числе и в России. Открывались специальные студии с декорациями, моделями, реквизитом вплоть до ватного снега, для создания постановочных фотографий на темы Пасхи, Рождества, Нового Года и др. Золотой медалью Русского технического общества были удостоены фотооткрытки русского фотографа С. Прокудина-Горского.
В 1904 году появилось нововведение в оформлении открыток: их лицевая сторона теперь полностью занята иллюстрацией, а оборотная, разделенная пополам - зарезервирована для переписки и адреса. В начале ХХ века начался настоящий бум открытой корреспонденции. И этот «открыточный ажиотаж» был напрямую связан с туристическим бумом в развитых странах мира. Посылать открытку из места отдыха или деловой командировки вошло в привычку и стало хорошим тоном. В 1914 году во Франции было отправлено 800 миллионов открыток. После Первой мировой войны ощущался некоторый упадок в использовании открыток из-за появления и широкого распространения других средств коммуникации – телефона, телеграфа. Однако издатели по всему миру удваивают свою энергию, расширяя тематику иллюстрированных карточек и предлагая юмористические открытки, открытки с высококачественными фотографиями от лучших фотомастеров или с иллюстрациями, созданными известными художниками.
Как уже было сказано открытые письма (с 1909 года – почтовые карточки) в Российской империи появились в 1872 году. С 1894 года частным производителям российских открыток разрешалось печатать на оборотной стороне различные изображения – рекламу, виды городов и т.п. В ноябре 1917-го была выпущена первая открытка Советской России. Советские открытки 1920-1991 гг. – это целый мир и бескрайние просторы для исследовательской работы филокартистов. Над открытками советской эпохи трудились выдающиеся художники-иллюстраторы, настоящие мастера своего дела.
Советские поздравительные открытки, художник В.И. Зарубин
Все, кто застал советский период, помнят замечательные и очень добрые открытки художника Владимира Ивановича Зарубина (1925-1996 гг.). Его милыми бельчатами, зайчатами и медвежатами было воспитано несколько поколений советских людей. Многие современные филокартисты России специализируются на собирании открыток работы Зарубина.
Уже на рубеже XIX-ХХ века в Европе и Америке появились общества, объединявшие коллекционеров-филокартистов. Начали издаваться специальные каталоги открыток, открываться выставки. Стала формироваться дифференциация коллекционеров по типу собираемых ими открыток: «милитаристы» собирают открытки на военную тематику, «этнографы» – на тему национального разнообразия. Выделились филокартисты, собирающие только поздравительные или портретные открытки, открытки с видами городов, с памятниками архитектуры, на тему флоры и фауны, и даже любители пикантных открыток с обнаженной натурой.
В ХХ веке стали производиться аксессуары для хранения и изучения филокартических коллекций, в частности специальные альбомы.
Первые объединения коллекционеров-филокартистов появились в СССР еще в 1920-х годах. В 1960-1970-х годах были заложены теоретические основы коллекционирования и изучения открыток. Выдающимся популяризатором филокартии в Советском Союзе был Н.С. Тагрин (1907-1981 гг.). Его коллекция, ныне находящаяся в фондах Музея истории Санкт-Петербурга, является одной из крупнейших в мире и насчитывает 690 000 единиц хранения. Сегодня в России наблюдается подъем увлечения филокартией. С 2014 года действует «Союз филокартистов России». Любители открыток объединяются в социальных сетях. Так уже довольно долго существуют Санкт-Петербургский клуб любителей истории открыток и клуб «Филокартист». Издаются филокартистские журналы «Жук» и «Филокартия».
А чтобы люди иногда отрывались от гаджетов и виртуальной реальности и не забывали о таком замечательном способе коммуникации как почтовая открытка, существует интернациональный web-ресурс «Посткроссинг». Он позволяет отправлять настоящие бумажные (!) открытки и получать их обратно от случайных людей со всего мира.