Эта маленькая безделушка может стать важной уликой, с помощью которой сыщик раскроет запутанное преступление. Попади она в руки историку, тот прочитает коротенькую, минут на сорок, лекцию о целой эпохе. Искусный модельер с ее помощью превратит заурядную одежду в эксклюзивный наряд. А коллекционер готов расстаться с немалой суммой, чтобы заполучить ее в свое собрание.
Читатель догадался, о чем идет речь?
Разумеется, о пуговице.
Эта малозаметная деталь - всего лишь застежка на одежде, соединяющая ее части. Однако и у нее есть свои почитатели – филобутонисты, коллекционеры, собирающие и изучающие пуговицы. Соответственно, коллекционирование пуговиц называется филобутонистикой. Если с первой частью этого слова все более-менее понятно, то причем здесь бутон? У непосвященных может сложиться впечатление, что филобутонисты коллекционируют цветы, а не пуговицы, ведь бутоном называется нераспустившийся цветок, цветочная почка. Однако дело в том, что вторая часть слова филобутонистика происходит от латинского «button» - пуговица. Таким образом и получилось слово с буквальным значением «любовь к пуговицам», «увлечение пуговицами». Но и русское «бутон» оказалось к месту, ведь многие древние пуговицы напоминают нераспустившийся цветок (как на фото ниже).
В древнерусском языке слово «пугва» или «пугвица», означая шарик или капельку, известно с XI века (например - «пугвиця дождевная»). В XIV веке пугвицей, пуговицей назывался пришивавшийся к одежде или ювелирному украшению декоративный шарик. Из духовной грамоты 1503 года: «…да колпак, полки сожаны жемчюгом, да три у него пугвици яхонты жемчюги не пришиты». С XVI века пугвицей уже называлось как декоративное шаровидное украшение, так и застежка на одежде («опошен скорлат червчет без пугвиць»). В XVI-XVII веках «пуговичником» назывался мастер, изготавливавший пуговицы, а также торговец пуговицами («Родион пуговичник, ремесло у него пуговочное», 1656 год).
Можно себе представить, что если бы слово филобутонистика возникло на русской почве, то возможно коллекционеров пуговиц называли «пугволюбами», а их хобби – «любопугвием».
В древности человек подвязывал или запахивал одежду. С развитием технологий появились костяные заколки, а затем и металлические застежки – пряжки, фибулы.
Первые пуговицы носили исключительно декоративный характер. Они нашивались на одежду и не обладали никакой полезной функциональностью. Такие пуговицы-нашивки появились уже в период неолита и распространились в период древних цивилизаций по всему миру – от Мохенджо-Даро на берегах Инда до Древней Греции и Рима, скифов и гуннов, славян и германцев, ацтеков и инков, североамериканских индейцев и народов Крайнего Севера Евразии.
Выполненные из кости, камня, металла и других материалов древние пуговицы были не только украшениями, но и (по мере развития общества и государства) отражали социальный статус владельца.
По мнению американского историка-медиевиста Линна Уайта (1907-1987 гг.) функциональные, сугубо утилитарные пуговицы-застежки появились в Германии в XIII веке. Свою гипотезу Уайт изложил в работе «Средневековые технологии и социальные изменения», вышедшей в 1962 году. Эта книга вызвала неоднозначную реакцию в научном сообществе и получила много отрицательных отзывов. Уайта справедливо упрекали в многочисленных нестыковках и фактических ошибках. Что касается функциональных пуговиц, то их появление в XIII веке в Германии также вызывает сомнение.
По аргументированному мнению советского историка В.В. Седова в Древней Руси уже в IX-X веках верхняя одежда застегивалась как минимум одной пуговицей. Неоднократно, в ходе археологического исследования домонгольских населений Древней Руси, ваш покорный слуга сам находил костяные стержневидные пуговицы, подобные новгородской (на фото выше). В домонгольских погребениях Суздаля XI-XIII вв. найдены медные позолоченные пуговицы и петли пришитые к воротнику одежды погребенной женщины высокого социального статуса.
Не углубляясь в споры о датировке и месте появления первых функциональных пуговиц-застежек можно смело утверждать, что в период Средневековья по всей Европе пуговицы стали непременной деталью одежды.
Декоративные пуговицы не канули в Лету и сохранились вплоть до настоящего времени. Человек всегда оставался человеком, даже в довольно мрачном Средневековье. Ему было мало одной функциональности, и даже утилитарные пуговицы-застежки стали максимально украшаться, превращаясь в произведения искусства. Естественно, что такие пуговицы могли позволить себе только высшие слои общества. Пуговичное дело превратилось в доходное ремесло. Богачи заказывали себе пуговицы из серебра, золота, слоновой и моржовой кости, янтаря, со вставками из драгоценных камней, черепахового панциря. Для изготовления пуговиц применялись тонкие ювелирные технологии зерни, скани, цветной перегородчатой эмали, чеканки. Драгоценные пуговицы спарывали с износившегося костюма и перешивали на новый. Одежду с дорогими пуговицами записывали в завещания. Драгоценная пуговица стала символом богатства и даже власти. Так один из костюмов французского короля Франциска I (1515-1547 гг.) был украшен тысячью золотых пуговиц.
В ряде европейских стран появилось специальное законодательство, запрещавшее или ограничивавшее чрезмерную пуговичную роскошь.
От западной моды не отставала и русская аристократия. Выше автор уже приводил несколько цитат из духовной грамоты (завещания) вдовы князя Бориса Волоцкого княгини Юлиании, составленной ею в 1503 году. В этом же документе указаны «пугвици женьския шубныя серебрены золочены».
По словам Франко Джакасси, одного из самых известных филобутонистов, в Средние века аристократ спокойно мог расплатиться с долгом, сорвав ценную пуговицу со своей одежды. Итальянцы даже сегодня называют место переговоров влиятельных лиц «комнатами пуговиц» - «stanze dei bottoni».
Но эпоха расцвета пуговиц – это конечно Новое Время. Именно тогда появляется форменный мундир, военный, гражданский, придворный. Пуговицы приобретают стандартизированный вид в соответствии с тем или иным мундиром, тем или иным ведомством или воинской частью. На пуговицах появляется символика – государственная, военная, ведомственная гражданская и т.п. Дворяне заказывают пуговицы с родовыми гербами для ливрей своих лакеев. Таким образом, кроме декоративной и утилитарной функций, пуговицы стали выполнять еще и информативную роль.
В России эпоха форменных пуговиц начинается уже в самом начале XVIII века, но развитие получила после утверждения Табели о рангах в 1722 году, разделившей все служащие чины на военные, гражданские и придворные. Это сопровождалось введением форменной одежды, непременной деталью которой были форменные пуговицы.
В XIX – нач. ХХ века разнообразие форменных пуговиц как в России, так и в других странах стало огромным. Тогда же появляются предприятия по производству пуговиц от строгих мундирных до простых бытовых и роскошных эксклюзивных. В царской России XIX – нач. ХХ века работали около ста пуговичных заводов.
В ХХ веке пуговицы стали утилитарными, и все чаще их стала заменять застежка-молния. Появились пуговицы из разного рода пластмасс. Мундирные информативные пуговицы сохранились в основном на военной униформе, мундирах полицейских и в тех гражданских ведомствах, где еще оставался форменный мундир.
Богатая тысячелетняя история пуговиц сделала их привлекательным предметом коллекционирования. По сравнению со многими другими артефактами, привлекающими коллекционеров, пуговицы очень демократичны по цене. Интересные пуговицы можно купить порой за совершенно символическую цену. В мире пуговиц есть и свои раритеты. В первую очередь это эксклюзивные пуговицы, изготовленные с применением драгоценных камней и металлов.
Коллекционирование пуговиц началось в первой половине ХХ века, а к концу столетия стало довольно массовым увлечением. Возникли общественные организации, объединяющие филобутонистов. Стали издаваться специализированные журналы, появились исследовательские статьи и книги, методические пособия для коллекционеров пуговиц. С 1938 года действует «Национальное общество пуговиц США», насчитывающее около 3000 членов в внутри страны и других государствах. В 39 штатах США существуют клубы филобутонистов. Действующее сегодня «Британское общество пуговиц» было создано в 1976 году. Общество издает журнал «Button Lines», выходящий три раза в год.
С 1996 года в австралийском Мельбурне существует «Клуб коллекционеров пуговиц Викторианской эпохи», издающий журнал «AUSTRALIAN BUTTON COLLECTOR».
Первое советское методическое пособие «Пуговицы: информационно-методический справочник для коллекционеров» вышло в 1989 году в Минске. Его автором был известный белорусский историк Ш.И. Бектинеев.
Сегодня в сети работает замечательный и очень информативный сайт для филобутонситов – «Исторические пуговицы». На сайте имеется определитель и классификатор пуговиц, а также статьи и книги на тему филобутонистики (для коллекционеров действуют форум и аукцион). В одной из социальных сетей существует группа «Старинные и мундирные пуговицы (филобутонистика)», насчитывающая более 11,5 тысяч участников. Несколько тысяч единиц хранения, в том числе редчайшие экспонаты, представлены в онлайн-каталоге пуговичной коллекции Государственного исторического музея. Среди иностранных филобутонистических ресурсов следует отметить немецкий сайт «Кnopfsammler» («Коллекционер пуговиц»), работающий с 2001 года.