Советская эпоха оставила после себя множество любопытных артефактов, и коллекционные вещи из фарфора – не самая малая их часть. Хотя такие изделия начали массово производить в Европе с XVIII века, именно в СССР им придали яркую идеологическую окраску.

Так называемый агитационный фарфор – это чаще всего посуда с художественным смыслом, что призван прославить определённую политическую идею. В нашем случае речь идёт о коммунистических принципах.

В феврале 1923-го в только что образованном СССР отмечали пятую годовщину со дня официального создания Красной Армии. К этому громкому событию в Петрограде выпустили две специальные партии памятных блюд с небольшими отличиями в оформлении. В обоих случаях на первом плане поместили образ красноармейца, попирающего ногами поверженные символы монархической России. В их числе лежащая на боку корона, брошенная мантия императора, разрозненная надпись «Божьей милостью Николай II» и фрагменты геральдического двуглавого орла. Если присмотреться, то оба блюда на дальнем плане имеют надпись «СССР», выполненную в виде цветочного орнамента.

Блюдо "5-я годовщина Красной Армии"
  • Место производства: Государственный фарфоровый завод (будущий Ленинградский)
  • Время производства: 1923 год
Блюдо "5-я годовщина Красной Армии" (второй вариант)
  • Место производства: Государственный фарфоровый завод (будущий Ленинградский)
  • Время производства: 1923 год

Особое внимание на агитационном фарфоре уделялось тематике 1 мая. На памятном блюде за 1923 год имеется стилизованный сюжет: шагающие колонны рабочих с красными знаменами и здание фабрики вдали. Пять лет спустя другой художник выбрал иное оформление: в центре надпись «1 мая», а по окружности панорамы городов разных частей света (Европа, Ближний Восток, Китай, Северная Америка и т.д.). Последнее выбрали с целью показать «единение мирового пролетариата».

Памятное блюдо к 1 мая 1923 года
  • Место производства: Государственный фарфоровый завод (будущий Ленинградский)
  • Время производства: 1923 год
Памятное блюдо к 1 мая 1928 года
  • Место производства: Ленинградский фарфоровый завод
  • Время производства: 1928 год

Конечно же, имелись и образцы, что прославляли отдельных деятелей ВКП (б). К примеру, в память об С.М. Кирове в 1934 году выпустили партию фарфора с его портретом. Тот же И.В. Сталин был на подобных вещах очень частым «гостем», особенно во второй половине 30-х годов.

Памятное блюдо с портретом Кирова (1934)
  • Место производства: Ленинградский фарфоровый завод
  • Время производства: 1934 год
Наградное блюдо с портретом Сталина (1940)
  • Место производства: Фарфоро-фаянсовая фабрика «Пролетарий» в Бронницах
  • Время производства: 1940 год

Любопытно, что основная масса агитационного фарфора приходится на период до 1939 года. Во время и после Великой Отечественной войны выпуск такого рода вещей стал если не большой редкостью, то, по крайней мере, не таким уж частым явлением.

В СССР имелись и статуэтки с политическим подтекстом, опять же, в основном, в ранней его истории. Например, образец под названием «На страже колхозного поля» изображает крестьянок, что охраняют посевы с винтовками в руках. Эту статуэтку можно смело считать частью кампании по восхвалению коллективизации, встречавшей ожесточенное сопротивление у собственников.

На страже колхозного поля
  • Место производства: Ленинградский фарфоровый завод
  • Время производства: 1938 год

Особенно популярной считается тематика охраны советских границ. Эта довольно крупная статуэтка конца 30-х изображает пограничника, делающего записи, а также его верного пса. Обратим внимание, что здесь прорисована дореформенная военная форма, в частности, французская армейская каска образца 1915 года.

Пограничник с собакой
  • Место производства: Городницкий фарфоровый завод
  • Время производства: конец 30-х годов

Нашлось среди фарфоровых статуэток место и для образа Василия Тёркина, главного персонажа поэмы Твардовского. Герой оказался настолько популярен, что изображающие его фигурки производили еще несколько десятилетий. Образец, показанный ниже, создан в 40-е годы.

Василий Тёркин
  • Место производства: Барановский фарфоровый завод
  • Время производства: 40-е годы

Советская промышленность выпускала статуэтки и без какой-либо политической «начинки». Отдельным направлением мы можем считать экземпляры с этническим уклоном, что были призваны напомнить о культуре народов СССР. Первая изображает девушку, которая исполняет национальный танец гопак в одежде, характерной для украинских селян XIX столетия.

Гопак
  • Место производства: Барановский фарфоровый завод
  • Время производства: первая половина 50-х годов

Существуют изделия с образами детей-гуцулов, горцев из украинских Карпат. Отметим, что на статуэтках прорисованы гуцульские, богато украшенные декором безрукавки.

Гуцул и гуцулка
  • Место производства: Барановский фарфоровый завод
  • Время производства: 1957-1962 годы

Внимание уделялось не только народам Советского Союза, но и прочим, с кем у политической элиты завязывались положительные связи. В 50-х, на фоне потепления отношений с Индией была пущена в производство статуэтка индийской девушки, одетой по местным традициям, исполняющей какой-то из многочисленных национальных танцев.

Индийский танец
  • Место производства: Барановский фарфоровый завод
  • Время производства: первая половина 50-х годов

Не были забыты и персонажи русской былинной литературы. Одна из статуэток серии показывает нам образ Людмилы, одной из главных героинь знаменитой поэмы А.С. Пушкина, которую он начал творить еще в Царскосельском лицее.

Людмила
  • Место производства: Барановский фарфоровый завод
  • Время производства: вторая половина 50-х годов

В фольклорном направлении имелся ряд статуэток, что изображали героев уральских легенд, которые популяризировал в своем творчестве П.П. Бажов. Одна из фигурок показывает мастера Данилу, любующегося Каменным цветком, что принадлежал Хозяйке медной горы.

Данила и каменный цветок
  • Место производства: Сысертский завод керамических изделий
  • Время производства: конец 50-х – начало 60-х годов

Также производилась статуэтка Золотого Волоса, дочери Полоза, мифического властителя Уральских гор и всех золотых залежей. Согласно сюжету Бажова обычный охотник по имени Айлып не раз пытался украсть ее у деспотичного отца, чтобы взять в жены, и, в конце концов, ему это удалось.

Золотой Волос
  • Место производства: Сысертский завод керамических изделий
  • Время производства: 1967 год

Ряд советских фарфоровых статуэток посвящен героям романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», что вызывает немалое удивление, ведь этот писатель до самой смерти пребывал в опале, да и после его творчество было под запретом цензуры. И лишь в 1966 году знаменитую книгу опубликовали в сильно «подчищенном» виде, а чуть позже на одной из фарфоровых фабрик в Грузии изготовили статуэтки главных героев «Мастера и Маргариты». Первое место среди них, конечно же, занял Воланд, сидящий на скамейке при шпаге и с глобусом в руке. Правда, внешностью он сильно напоминает В.И. Ленина, и нам остается лишь гадать, что хотел этим сказать художник, который создавал образец для производственной линии.

Воланд
  • Место производства: Грузинская фарфоро-фаянсовая фабрика «Красный фарфорист»
  • Время производства: вторая половина 60-х годов

Среди воплощенных в фарфоре героев оказался и Азазелло – «демон-убийца», по Булгакову носящий нелепую маску мрачного типа с рыжими волосами и торчащим изо рта клыком.

Азазелло
  • Место производства: Грузинская фарфоро-фаянсовая фабрика «Красный фарфорист»
  • Время производства: вторая половина 60-х годов

Не обошли вниманием и Бегемота – кота-оборотня, члена свиты Воланда, что был в ней шутом на пару с Коровьевым.

Кот Бегемот
  • Место производства: Грузинская фарфоро-фаянсовая фабрика «Красный фарфорист»
  • Время производства: вторая половина 60-х годов

Очень массовым было направление, воплощавшее в статуэтках зарисовки из бытовой жизни советских граждан. Например, «Девушка с саженцем» показывает сцену перед посадкой деревца. Обратим внимание на характерный для 50-х годов стиль одежды.

Девушка с саженцем
  • Место производства: Первомайский фарфоровый завод в Песочном
  • Время производства: 50-е годы

Статуэтка «Девочка с кроликом» изображает пионерку, сидящую с этим животным на руках. Характерно наличие у нее элементов национального женского костюма.

Девочка с кроликом
  • Место производства: Грузинская фарфоро-фаянсовая фабрика «Красный фарфорист»
  • Время производства: 60-е годы