Казалось бы, вся слава фарфора, произведённого в городе на Неве, должна достаться Ленинградскому фарфоровому заводу имени М.В. Ломоносова, известному также как Ломоносовский фарфоровый завод или ЛФЗ. Но это не так. В Ленинграде существовало ещё одно предприятие, обладавшее мастерской, где трудились мастера фарфора высочайшего класса. Это Ленинградский завод фарфоровых изделий (Ленинградский опытный завод или ЛОЗ). ЛФЗ и ЛОЗ словно представляли собой два зала одного театра, где спектакли, которые не показывают на большой сцене, успешно демонстрируют на малой. За редкими статуэтками ЛОЗа охотятся не менее истово, чем за раритетами ЛФЗ. Множество работ скульпторов и художников Ленинградского завода фарфоровых изделий сейчас считаются выдающимися произведениями искусства. Их можно увидеть в знаменитых музеях мира и солидных частных коллекциях.
История Ленинградского завода фарфоровых изделий
В послевоенные годы правительство направляло все ресурсы на восстановление народного хозяйства в разрушенных регионах. Параллельно проводилось укрупнение мелких кустарных мастерских и различного рода артелей с созданием на их базе государственных фабрик. Одним из таких примеров стало слияние в 1947 году ленинградских артелей «Кооптруд» и «Минерал» в завод «Электротехприбор». Кажется, что любое из этих трёх названий невероятно далеко от фарфора, но академику Качалову, возглавлявший тогда Государственный исследовательский керамический институт (ГИКИ), потребовалось расширение производства. По его планам для ГИКИ срочно нужен опытный завод, где можно опробовать все новые разработки нестандартного оборудования для фарфоро-фаянсовой промышленности. В качестве базы предложен «Электротехприбор». Инициативу поддержали, и «Электротехприбор» превратился в опытный завод «Фарфор» при ГИКИ.
Расширение не ограничилось простой передачей имущества. В 1952 году заводу передают новый корпус, в котором начинается конструирование экспериментальных машин и аппаратов для всей страны. При заводе работает скромная художественная мастерская, сумевшая за несколько лет представить худсоветам различного уровня небольшие фарфоровые фигурки с росписью. Период с середины 1950-х гг. и до самого конца 1960-х гг. считается расцветом художественной скульптуры ЛЗФИ. Большинство статуэток, выпущенных в те годы, относят к категориям «Анималистическая скульптура» и «Сюжетная скульптура». Однако фарфоровая миниатюра становится лишь одним из множества направлений, когда мастерская переходит на уровень экспериментально-художественной лаборатории под руководством Владимира Григорьевича Ярового.
Центральная заводская лаборатория ЛЗФИ разрабатывала новые рецепты фарфоровых масс, позволившие выпускать не только хрупкие статуэтки, но и более крепкие фарфоровые предметы. В каталоге, представляющем новые образцы товаров народного потребления, появляются красочные фотографии самоваров, чайников, ваз различного размера. В 1970-е годы ЛЗФИ переименовывают в Ленинградский опытный завод (ЛОЗ), который занимается выпуском сервизов, шкатулок, часов и прочих изделий из фарфора. Большой ассортимент при высоком качестве выводит завод в ряд ведущих предприятий отрасли.
Пережив нелёгкие 1990-е годы, ЛОЗ продолжал выпуск фарфора, сохранив в штате команду художников, модельщиков и литейщиков высочайшей квалификации. В 2008 году после очередной реорганизации он преобразован в ООО «Санкт-Петербургский фарфоровый завод». Новинкой стало производство предметов с уникальной тонкой декоративной лепкой. Освоен выпуск архитектурной керамики для декорирования фасадов зданий и всевозможных интерьеров. Творческий коллектив участвует в международных выставках, получая престижные награды. Кроме привычной столовой посуды, свадебных наборов и художественной миниатюры завод делает спортивные, новогодние и туристические сувениры. Выполняются и заказы по переносу картин и гравюр на фарфор.
Клейма ЛЗФИ (ЛОЗ)
Ниже мы размещаем подборку клеймений, которые можно найти на предметах Ленинградского завода фарфоровых изделий, выпущенных в советское время.
Также мы приводим список названий завода с момента основания и до текущего периода. Смена названия влекла за собой и перемену клейма:
- Завод «Электроприбор» (1947-1952 гг.)
- Опытный завод «Фарфор» при ГИКИ (1952-1956 гг.)
- Ленинградский завод фарфоровых изделий ГУМП Ленгорисполкома (1956-1967 гг.)
- Ленинградский опытно-экспериментальный завод при ГИКИ (1967-нач.1970-х гг.)
- Ленинградский опытный завод при ГИКИ (нач.1970-х-1973 гг.)
- Ленинградский опытный завод при Государственном научно-исследовательском институте керамической промышленности (1973-нач.1980-х гг.)
- Ленинградский опытный завод при Всесоюзном научно-исследовательском институте фарфорово-фаянсовой промышленности (нач.1980-х-1992 гг.)
- Опытный завод «Фарфор» (1992-2003 гг.)
- Санкт-Петербургский фарфоровый завод (с 2003 г.)
Фарфор ЛЗФИ работы скульптора А.А. Киселева
Практически с момента создания опытного завода «Фарфор» на нём работал скульптор Анатолий Александрович Киселев, ставший самой заметной фигурой среди творческого коллектива. Почти с самого рождения жизнь будущего скульптора была связана с Ленинградом, где он закончил высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной. С 1957 года Киселев – ежегодный участник всевозможных всесоюзных, региональных, городских и групповых выставок. Его работы были замечены, и в 1960 году он принят в Союз художников СССР. Известнее всего его сюжетные скульптуры на основе народного фольклора.
На примере одной и той же статуэтки «Алёнушка с козлёночком» (высота 15 см, 1956 г.) можно увидеть, что работы ЛЗФИ – это не штамповка, а индивидуальность. Художественная роспись одинаковых форм превращает каждое изделие в оригинальное произведение. Кроме сюжета русской сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Киселев воплотил в скульптуре «Лягушку-царевну», «Конька-горбунка», «Жар-птицу», «Гусей-лебедей» и многое другое. Его «Жар-птица» с оригинальной росписью, не пошедшей в серию, была закуплена в 1958 году Соединёнными Штатами.
Смело брался Анатолий Александрович и за картины настоящего времени. Очень реалистично выглядит его «Асфальтоукладчица». Несмотря на тяжёлую работу, девушка выглядит изящно, оптимистично и жизнерадостно. Многие из статуэток Киселева выпускались большими тиражами, доходя до 150 000 штук. Однако сейчас они стали редкостью, невзирая на былую массовость.
Некоторые из работ Киселева нельзя отнести к социалистическому реализму. Например, статуэтка, показанная выше, кажется какой-то несоветской или, по крайней мере, выпущенной одной из прибалтийских республик. Но нет, её сюжет тесно связан с Ленинградом, художественно и самобытно отражая период белых ночей. О признании мастерства говорит и то, что Киселев имел личное клеймо. На ЛЗФИ Анатолий Александрович проработал до 1969 года. Когда он ушёл с завода, можно сказать, закончилась целая эпоха. Не зря в искусствоведческих очерках часто отмечается, что после 1960-х гг. ЛЗФИ почти не выпускал мелкую пластику.
Киселев – это ещё и масштабные памятники «Костер» и «Орлёнок». Но за большими формами скульптор не потерял тягу к работе на фарфоре. Анатолий Александрович входил в «группу Стерлигова». Её приверженцы видели основной линией, которой надо изображать мир, не прямую, а кривую. Это влияние прослеживается и в работах Киселева даже в XXI веке.
Фарфор ЛЗФИ работы скульптора Л.Н. Сморгона
Ещё одним скульптором, оставившим глубокий след в мелкой пластике ЛЗФИ, стал Лев Наумович Сморгон. По его воспоминаниям, об открытии нового опытного фарфорового завода он, будучи в Ленинграде, узнал из местной прессы. Заметка в газете сопровождалась фотографией бюста П.И Чайковского. «Ха! А скульптора-то у них нет! – решил Лев Наумович, разглядывая фото. - Это не годится. А ну, Сморгон, беги в Апраксин двор!» Примерно год ушёл на освоение нужной технологии, и на худсовет была представлена статуэтка «Оболтус» («Влас, лентяй и лоботряс»), изображающая главного героя стихотворения Маяковского. Худсовет признал наблюдательность автора и внимание к мелким деталям, однако Сморгону вменили низкий вкус.
«Вы меня не принимаете, потому что я такой лихой. Хорошо, я вам сделаю то, что вам надо, - решил схитрить скульптор, внутренне ехидничая. - Вот вам девочка с метёлочкой, мамо-о-о-очкина помо-о-о-о-ощница». Эту работу худсовет принял с одобрением и запустил в серию. У коллекционеров она известна и как «Девочка с метёлочкой», и как «Маленькая хозяйка». Удачная работа, пользующаяся спросом, позволила Льву Наумовичу создать ещё ряд характерных статуэток (например, «Воробьи» 1955 г.). А композиция «Платье голого короля» (набор из 11 фигур по сказке Андерсена) в 1957 году была удостоена Малой серебряной медали на московском Всемирном фестивале молодежи и студентов.
Когда у него в 2019 году брали интервью на персональной выставке в честь его 90-летия, Лев Наумович признался, что большинство его работ выпускались с расчетом на интеллигенцию, то есть изначально предполагались небольшие тиражи в несколько тысяч. Однако вряд ли это можно отнести к скульптуре «Лиса», созданной им в 1961 году. Удивительно изящная бело-красная лисичка стояла в сервантах и на полках многих советских квартир.
Сморгон работал также и в соавторстве с А.В. Дегтяревым. Большую известность получила их совместная статуэтка «Набулся-наделся» (1955 г.). Однако не меньшей популярностью пользовалась скульптурная группа «Разговор» (в ряде каталогов проходит под названием «Сплетницы»). Две женщины эмоционально беседуют друг с другом, причём, расстояние между ними регулирует владелец статуэток. Фигурки известны в различных раскрасках, поэтому порой покупали не одну, а две пары, выстраивая из фигурок настоящий «домовой комитет».
Популярность фигуркам придавала ещё и подвижность: каждая из них была составной. Бюст вместе с юбкой-колоколом изготавливали отдельно от ног. Очень оригинально смотрится статуэтка Сморгона «Бюрократ», изготовленная во время Хрущёвской оттепели. Далее Лев Наумович увлёкся созданием детских игрушек из целлулоида и ушёл работать Охтинский химкомбинат, сотрудничая также с «Ленигрушкой» и «Промигрушкой». Затем он освоил работу с камнями и занялся крупными формами.
Примеры редких и дорогих работ ЛЗФИ (ЛОЗ)
На стоимость конкретных фигурок сильно влияют тираж, встречаемость и спрос. Например, «Лиса» Л.Н. Сморгона по каталогу стоит от 100 до 200 долларов США, но его же «Оболтус» уже оценивается в пределах 800-1000 долларов. Основополагающим параметром является степень сохранности: статуэтки в идеальном состоянии оцениваются во много раз выше, чем точно такие же, но с трещинами и сколами. Приведённые далее цены относятся к фарфоровым миниатюрам без изъянов.
Немаловажную роль играет раскраска статуэтки. Массовая раскраска цену не увеличит. Малотиражная сильно повысит. Для сравнения выше показаны две версии фарфоровой фигурки «Девочка у зеркала» с указанием каталожной цены. Индивидуальная раскраска может превратить статуэтку в настоящий раритет. А ранее неизвестный вариант станет искусствоведческим открытием. На цену может повлиять креймо или другие особенности. Например, выпускавшуюся в 1967-1973 гг. работу В.И. Сычева «Балерина с веером» («Н.М. Стуколкина в роли Кармен») с подписью автора каталог ценит в 1300-1500 долларов, а без неё – немногим более сотни.
Примерную ориентировку по цене работ, выделяющихся из общего ряда, дают прайс-каталоги «Советский фарфор 1930-1980» и «Советский коллекционный фарфор. Гид-каталог. 2015 год». Среди анималистической скульптуры можно отметить работу Б.Я. Воробьёва «Тигр отдыхающий», которую первый каталог оценивает от 500 до 700 долларов, а второй от 1000 до 1500 долларов. Однако не спутайте редкий выпуск (известен также под названием «Встревоженный тигр») с массовым, число статуэток которого достаточно велико, чтобы редкостью он не считался.
Работа уже знакомого нам А.А. Киселева «Парочка на скамейке» также относится к разряду редких. Первый каталог оценивает эту двенадцатисантиметровую статуэтку в 1500-2000 долларов, оценка второго более существенна: от 4000 до 10 000 долларов США.
Во время работы на ЛЗФИ Киселев разработал несколько фигурок высотой от семи до двенадцати сантиметров, которые можно объединить в художественную композицию «Скоморохи». Первый каталог оценивает от 300 до 400 долларов каждую фигурку. Второй считает, что стоимость «Скоморохов» примерно равна 400-600 долларов без разбивки на отдельные позиции. Впрочем, в каталогах можно найти и другого «Скомороха» Киселева, который в указанную тройку не входит.
Сказочную работу Киселева «Иванушка на Коньке-горбунке» с надглазурной полихромной росписью, основанную на произведении Ершова, первый каталог оценивает в 700-900 долларов, а второй в 800-1200 долларов. Однако, если пройтись по современным салонам, можно увидеть, что эту фигурку высотой в 22 сантиметра выставляют по цене, немногим меньшей 200 000 рублей.
Высоко ценятся и работы Л.Н. Сморгона, относящиеся к сюжетной скульптуре. Например, статуэтка высотой 19 см «Продавщица мороженого», изображающая замёрзшую торговку с лотком, стоит по каталожным данным от 800 до 1200 долларов. А 22-сантиметровая композиция «Чиновник-бюрократ», где высокомерный человек в синем костюме сурово сжимает телефонную трубку, стоит ещё выше: от 1300 до 1500 долларов.
Работой Сморгона, способной по цене дотянуться до киселевской «Парочки на скамейке», будет небольшая восьмисантиметровая статуэтка «Осёл и соловей», представляющая героев одноимённой басни И. Крылова. Чтобы сомнений в первоисточнике не возникало, по ободу подставки пущена цитата «Избави, Бог, и нас от этаких судей». Первый каталог оценивает её в пределах от двух до трёх тысяч, а второй – от пяти до десяти тысяч долларов США. Используя оценку каталогов, стоит помнить, что изданы они в 2006 и 2015 гг., а с тех пор цены на фарфоровый антиквариат заметно изменились. Для того, чтобы узнать актуальную стоимость какой-нибудь статуэтки, лучше ориентироваться на свежие аукционные проходы.
Современные работы Санкт-Петербургского фарфорового завода
В настоящее время предприятие продолжает выпускать оригинальные самовары и чайники, вазы и сервизы, а также иные изделия из фарфора. Среди заметных современных работ скульптура «Шерлок Холмс» с росписью Н. Рубцовой, выполненная по заказу для победителя одноимённого конкурса. Сохранили на заводе многое и из советского наследия. По старым формам отливают прежние статуэтки, привнося в их роспись свежие тона. Но на этих статуэтках уже стоит клеймо не ЛЗФИ и даже не ЛОЗ, а нынешние логотипы Санкт-Петербургского фарфорового завода.