Фаянс следовало придумать уже только для того, чтобы доказать любителям фарфоровой посуды, что не единым фарфором жив человек. Лучшие образцы фаянса горделиво стоят в музейных витринах рядом с фарфором известных марок. Если фарфор на столе обычно появляется лишь по праздникам, то фаянс – это наше повседневное бытие: от умывальника в ванной комнате до посуды на кухне. «О фаянс, белизной ослепляющий взор, / На тебя я с волненьем гляжу! / За тебя я с улыбкой пойду на костёр, / о тебе свои песни сложу!», - таким гимном славы когда-то воспел фаянс ленинградский поэт и прозаик Вадим Шефнер.
Что такое «фаянс»?
Фаянсом называют вид керамики от сантехники и облицовочной плитки до изысканной посуды, которая на сломе показывает плотный мелкопористый черепок. Сверху её покрывают глазурью разной степени прозрачности. Название этому виду керамики в 16 столетии подарила Фаэнца – итальянский город, расположенный в области Эмилия-Романья.
Чтобы получить фаянс, требуется глина желтовато-серых или красно-коричневых тонов. После первичного обжига на предмет наносят водную глазурь из оксида олова. Обжиг расплавляет глазурь (поэтому его иногда ещё называют «глазуровочный»). Художники-оформители приступают к работе ещё до глазуровочного обжига. Однако в их арсенале далеко не вся палитра. Узоры или рисунок на подсохшую глазурь наносят сурьмяно-желтыми, марганцево-фиолетовыми, кобальтово-синими, медно-зелеными, чёрными или коричневыми красками. Такое ограничение вызвано необходимостью следующего, уже второго обжига (его называют «угольный»). Расплавившаяся глазурь образует гладкое белое покрытие, на которох сохранились ранее нанесённые краски. Теперь художникам доступны муфельные краски с более богатым выбором цветов. Следует третий обжиг, более щадящий, чем первые два. Заключительный этап работы художников – эмалевые краски и золочение, которые обжигу не подлежат (этот этап ещё называют «холодная роспись»). Глазурь – необходимый компонент. Именно благодаря ей предмет из фаянса становится с виду похож на фарфоровый.
Фаянс различается по видам. Например, известковый фаянс получают добавлением доломита и мела к раствору из белой глины и кварца, а для полевошпатного фаянса, как следует из его названия, нужны примеси из полевых шпатов. Твёрдый фаянс выдерживает механические воздействия и высокую температуру, а у мягкого всё наоборот, потому что при его создании используют легкоплавкие примеси. Низшим видом фаянса считается полуфаянс с грубым черепком грязно-белого или светло-серого цвета, а высшим – опак, который уже очень близок к фарфору.
Эволюция фаянса
История фаянса намного древнее, чем слова, сейчас его обозначающего. Термин «фаянс» относится к предметам из Древнего Египта, материалом для которых служила смесь из трёх компонентов: толчёного кварца, а также высококремнистой и обычной глины. Их покрывали двумя видами глазури: щелочной и свинцовой. На выходе получались изделия преимущественно синего или зеленого цветов, а также промежуточных оттенков между ними. Реже встречаются предметы белого, жёлтого или фиолетового цветов, а также с многоцветной комбинированной окраской. Единичными находками представлен древнеегипетский фаянс чёрного и красного цветов (в последнем случае красную глазурь наносили на белую основу). Обилие зелёного и синего цветов археолог Дэвид Фредерик Гросс объясняет стремлением к имитации драгоценных камней. Неслучайно свой фаянс древние египтяне называли «tjehenet» («мерцание» или «сияние»). Считается, что технология изготовления подобного фаянса, близкая к древнему стеклу, пришла в Египет из Месопотамии, где ей в совершенстве владели мастера Ура и Вавилона.
В Европу техника изготовления фаянса пришла из Африки вместе с маврами, захватившими боьшую часть Пиренейского полуострова. После исхода мавританского населения секрет фаянса остался у европейцев. Слово «майолика» - это искажённая версия названия острова Майорка, через который поток фаянсовых изделий шёл в иные части Европы. Но в разных странах начали появляться и свои, местные, мастера. Расцвет итальянской майолики достиг вершины на стыке 15-го и 16-го столетий. Итальянской глиняной глазурованной посуде стали подражать в Нидерландах, где появился собственный бело-голубой стиль росписи, подражающий китайской посуде, но сейчас уже считающийся традиционным для этих мест. Во Франции центрами фаянса стали города Невер и Руан. В последнем работал Массеот Абакен, ставший пионером в деле росписи французского фаянса. В начале 18-го столетия фаянс массово стали производить в Кемпере, Марселе и Страсбурге. Рейнский бассейн был уже вотчиной немецких мастеров, специализировавшихся на фарфоре. Фаянс в немецкий земли пришёл от голландцев, которые открыли фабрики в Ханау (1661 г.) и Хойзенштамме (1662 г.). Этим было положено начало фаянсового производства во Франкфурте-на-Майне, через который техника фаянса отправилась в Швейцарию.
Прорыв в деле европейского фаянса случился благодаря Джозайе Веджвуду. В совершенстве освоив работу с различными видами керамики, Веджвуд неустанно проводил эксперименты. Результатом стал рецепт керамической глазури нового типа, которая придавала посуде изысканный вид. Грандиозные идеи, подкреплённые экспериментами, и удачный брак позволил Веджвуду в 1759 году открыть собственную фирму. Через шесть лет он представил королевскому двору несколько сервизов, которые очень понравились Шарлотте – супруге правившего тогда короля Георга III. Это дало изделиям фирмы Веджвуда почётный статус «королевские товары» (нечто, сходное с российским «поставщик императорского двора»). Но куда более Веджвуда порадовало разрешение на строительство завода в графстве Стаффордшир.
Ещё при открытии фирмы Веджвуд понял, насколько может удешевить производство трансферная печать, когда изображение не вырисовывается вручную, а с помощью гравюры на медной или стальной пластине отпечатывается на предмете. Впрочем, чтобы избежать критики за шаблонность, к отпечатанному рисунку добавляли немного ручной росписи для придания изделию индивидуальности. Но наибольший успех Веджвуд достиг в усовершенствовании «кремовой посуды» (глиняных изделий бледно-серых оттенков с покрытием свинцовой глазурью), которые уже очень сильно по виду напоминали завозимый из Китая фарфор. Английские мастера даже оформляли свой фаянс «под Китай» для лучшей раскупаемости.
В России Веджвудский фаянс прославился из-за «Сервиза с зелёной лягушкой» для Чесменского дворца, заказанного Екатериной II. По просьбе императрицы на каждом предмете кроме английских пейзажей был рисунок лягушки зелёного цвета. Несмотря на то, что большую часть декора Веджвуд тогда наносил трансферной печатью, этот сервиз был расписан вручную. Полный комплект включал 944 предмета (680 для обеденного сервиза и 264 для десерта). Окончив работу в 1774 году, Веджвуд получил немногим более 2700 фунтов стерлингов. Это практически не покрывало понесённых затрат, но зато обеспечило Веджвуду известность уже европейского уровня. Выбор Екатерины II был вызван ранней поставкой «Хаск-сервиза», оформленного цветочным узором с вплетёнными в него пшеничными колосьями и гирляндами из растений.
Начало фаянсового производства в России
Делать собственный фаянс в Российской империи начали гораздо позже основания фарфоровой мануфактуры. Возникновение фаянсовых заводов связывается экспертами с фамилией Отто. Первое предприятие, основанное Карлом Отто в 1801 году, располагалось в подмосковном селе Перово. Сейчас трудно сказать, как именно там было организовано производство. Из всего выпускавшегося там ассортимента пока найден лишь фаянсовый холодильник, поверхность которого украшена сложным лиственным узором. Сам предмет достаточно интересен тем, что имеет внутреннюю фаянсовую вставку, что и помогало сохранять температуру её содержимого длительный период. На дне холодильника проставлено вдавленное клеймо «Отто», выполненное русскими буквами. По сведениям именно этому заводу удалось добиться очень высокого качества, сочетая тонкий черепок с равномерным покрытием глазурью. Известно, что в 1812 году завод был продан Ивану Краузе, но под новым управлением быстро пришёл в упадок и обанкротился.
В 1835 году за продвижение фаянсового дела в России берётся Август Отто, организовав производство в деревне Саблино Царскосельского уезда. Сведения об ещё одном (уже третьем) заводе Отто можно отыскать в архивных записях 1853 года. Это предприятие находилось на девятой версте Шлиссельбургского тракта. Сейчас специалисты выясняют, какому же из трёх заводов соответствуют известные клейма. Первое из них состоит из надписи латиницей «otto», второе объединяет надпись «L: OTTO:» и вертикальную черту с точкой, а третье – это две латинские литеры «L: О». Наряду с самобытными изделиями прослеживается следование общей моде тех лет, так как многие рисунки заимствованы от английских сервизов Веджвуда.
Одним из пионеров российского фаянса можно считать Юсуповский фарфоровый завод, располагавшийся в селе Архангельское под Москвой. Руководя Императорским фарфоровым заводом, князь Николай Борисович Юсупов настолько увлёкся этим делом, что, выйдя в отставку, решил организовать собственное производство. Для продвижения им был вызван из Франции художник Севрской фарфоровой мануфактуры Огюст Филипп Ламбер. Если фарфор на Юсуповском заводе почти не производили, предпочитая расписывать поступающее от других мануфактур, «бельё», то Ламбер, взяв завод в аренду, наладил выпуск фаянса. Сейчас это вызывает большое огорчение искусствоведов, так как данное начинание после смерти Юсупова поставило крест на художественной мастерской по росписи фарфора. Фаянс Ламбера прославился коллекцией «Архангельская ферма» (это название даже присутствует в виде клейма), где основной частью художественной композиции становились различные пейзажи.
Образцом для подражания Ламбер взял делфтский фаянс, получивший имя от голландского городка Делфт, расположенного на полпути между Роттердамом и Гаагой. По иллюстрации выше видно, что в ассортимент входила не только столовая посуда, но и малая скульптурная форма. Уникальным явлением для российского фаянса того периода стал выпуск «портретной» тарелки. Ламберу удалось качественно отпечатать изображение Евдокии Борисовны – сестры князя Юсупова. В отличие от фарфоровой мастерской Борис Николаевич Юсупов, получивший имение отца после его смерти, фаянсовый завод останавливать не стал. На заводе по-прежнему делами заправлял Ламбер, но весной 1835 года он тоже умирает. Фактическим управляющим становится купец 2-й гильдии Ромарино, что отразилось на клейме. Однако производство постепенно пришло в упадок. Уже в 1838 году завод практически не работал, а 15 августа 1839 года Ромарино возвестил о закрытии официально.
Российский фаянс в дореволюционный, советский и постсоветский периоды
Развитию российской фаянсовой промышленности очень поспособствовали экономические меры, вводимые правительством. Например, на протяжении первой половины 19-го столетия тарифы на ввоз зарубежной керамики лишь росли. Поэтому купить в России изделия признанных мастеров европейских фирм могли только очень богатые люди. Но пустовавшую нишу последовательно занимали заводы и фабрики России. Поначалу «импортозамещение» не радовало. «Давно ли еще мы покупали прекраснейший Веджвудов фаянс по два рубля за дюжину тарелок, - вспоминали одни из любителей изысканной посуды, - а ныне за дурной платим шесть рублей и дороже за то, что свой». «Нечистая масса, неровная глазурь, вес тяжелый, от кипятку трескается, при том цена высока», - соглашались другие с претензиями первых. Однако защищённое от массового вторжения иностранного товара местное производство постепенно совершенствовалось. Стенки фаянса становились тоньше, цвет на сколе из-за улучшения массы посветлел, а оформление, поначалу валом копированное с зарубежных образцов, начало разбавляться российским декором.
Развитие фаянсового дела в России шло двумя путями. Первый предполагал совместное производство фарфора и фаянса. Примером такого выбора служит фабрика братьев Фетисовых, работавшая в городе Шадринск Пермской губернии с 1822 по 1850 год. Фабриканты приобрели три горна для обжига фарфора, которые обслуживало пять человек, и пять фаянсовых горнов, которыми занималось 18 рабочих. Разделены были также точильные станки, из которых 10 работало на фарфор и 16 – на фаянс. Помимо того в штат входили пять лепщиков и более трёх десятков художников-декораторов. Размалывала фарфоровую и фаянсовую массу специальная машина, ход которой обеспечивала пара лошадей. Чуть более просуществовал завод братьев Авечкиных в деревни Речицы Бронницкого уезда Московской губернии. Их товар изначально был ориентирован на публику с низким достатком, поэтому сохранившиеся изделия из фарфора и фаянса показывают посредственное качество черепка. Однако и такие предметы украшала ручная роспись, а впоследствии и печатный рисунок. Завод Фомина, располагавшийся в подосковной деревне Кузяево, старался угодить всем слоям населения. Поэтому в описаниях его посуды покупателями есть оценка, что кузяевские фарфор и фаянс «иногда высокого качества». Один из заводов Дмитрия Насонова, плотно работавшего с фарфором, выпускал в незначительном количестве и фаянс.
Иной дорогой отправлялись те, кто изначально ориентировался только на фаянс. Среди этих мануфактур заметно выделялся завод Сергея Яковлевича Поскочина, располагавшийся в селе Морье Шлиссельбургского уезда. Ряд искусствоведов называют изделия этого завода «энциклопедией русского историзма в области керамики» или «страницами истории русского фаянса», который Поскочин массово выпускал с 1829 года. Товар привлекал яркостью красок и не зря: их доставляли из Дании. Во второй половине века пермские купцы Тупицыны, купив вместе со Степаном Григорьевым мелкий фаянсовый заводик, развернули крупное производство посуды, заставившей говорить о ней весь Урал. Богатством расцветки и узоров отличалась посуда фаянсовой фабрики Г.А. Ушкова. Ответственный за декор выискивал богато иллюстрированные книги и примерял, какие из картинок можно перенести на фаянс. Для тиражирования рисунков изготавливали гравюры на медных досках, для чего на фабрику пригласили итальянского мастера. Мануфактура купца третьей гильдии Василия Ивановича Аксенова брала не изысками, а объёмом. Несмотря на то, что фаянс завода относился к низкосортным, только на Ирбитской ярмарке, в Кунгуре и в Оренбурской губернии в 1860 году было реализовано 300 000 штук фаянсовых предметов.
Но наибольших успехов добивались те, кто не только развивал различные направления, но и перекупал конкурентов. Например, одним из старейших старейшим российских фарфорово-фаянсовых мануфактур считается та, которую в 1809 году открыли Домкино Корчевского уезда Тверской губернии, а одним из первых владельцев был А.Я. Ауэрбах (позднее производство пришлось перенести в село Кузнцово). Возможно, предприятие закрылось бы уже в 19-м столетии, но промышленник Матвей Кузнецов выкупил его, включив в свою фарфоровую империю, распростёршуюся почти по всей европейской части России. После революции фаянс стал основным продуктом предприятия, переименованного в Конаковский завод М.И. Калинина. Его изделия вписали немало славного в страницы истории агитационного фаянса. А после Великой Отечественной войны начался главный период его расцвета. Кроме высокохудожественных предметов декора и всевозможных статуэток здесь массово выпускали столовую посуду (в том числе и для заведений общепита). Другим отличным примером развития фаянса в период СССР станет Будянская фабрика, также до революции входившая в Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова. В первые годы советской власти объём выпуска уже исчислялся тысячами тонн, а к началу войны ежегодное количество выпускаемых здесь различных предметов из фаянса превысило 44 000 000.
Советская власть старалась развивать фарфорово-фаянсовую отрасль на территории всей страны, что ярче всего проявилось в период позднего СССР. Например, на базе доставленных из Германии форм-шаблонов, полученных в качестве репараций, начал в 1947 году работу Ереванский фаянсовый завод, получая глину нужного качества из РСФСР и УССР. Первую тарелку на Краснодарском фарфорово-фаянсовом заводе «Чайка» произвели в марте 1960 года. Созданный при СССР Семикаракорский РПК успешно функционирует и в наше непростое рыночное время под торговой маркой «Семикаракорская керамика». В 2012 году здесь удивили всю Россию, создав гигантский Царь-чайник высотой около двух метров и объёмом 904 литра.
Вспоминая преемственность от первых шагов фаянсового производства до рекордных достижений наших дней, надо отметить Песоченскую фаянсовую фабрику, основанную С.И. Мальцовым в 1853 году. Далее эта фаянсовая мануфактура оказалась во владении уже известного нам М.С. Кузнецова. В советский период, проведя существенную модернизацию, на её основе создали Кировский завод строительного фарфора, работающий и ныне под именем «Кировская керамика». В числе иных изделий (керамическая плитка и др.) здесь продолжают и выпуск фаянса.
Как отличить фаянс от фарфора?
Иногда от любителей антиквариата можно услышать: «Фаянс – это фарфор для бедных». Коллекционеры фаянса с этим категорически не согласятся. На антикварном рынке торгуется достаточно много фаянса, ценам на который позавидует и фарфор. Но всё же как специалисту понять: где фарфор, а где фаянс?
Проще всего, увидеть разницу по черепку. У фаянса это пористая масса иногда почти белого цвета, иногда серых оттенков. У фарфора черепок очень похож на плотное матовое художественное стекло молочного цвета. Но не бить же ценный предмет, чтобы проверить сложившуюся гипотезу. Тонкостенную чашку легко опознать, посмотрев на просвет: фарфор будет просвечивать, фаянс же останется тёмным. Но для фигурок этот метод не применишь. Ещё один способ связан с техническими особенностями процесса. Обжиг фарфора происходит при более высокой температуре, поэтому с ободка донышка глазурь убирают, чтобы предмет не прикипел к противню при обжиге. А вот фаянс такой операции не подвергается. Но этот метод даёт сбой, если ободок предмета изношен, исцарапан или намеренно подчищен. Эксперты также отличают фаянс от фарфора, бережно постукивая по краю бортика чашки или блюдца. Фарфор издаст высокий и ясный звук, чем-то похожий на звон. От фаянса отдача будет низкая и глухая (треск или дребезг). Антикварный фаянс иногда можно определить даже по виду, так как предмет со временем часто покрывается сеткой мелких трещинок. Увидеть такое на фарфоре можно, но это уже будет относиться к производственному браку.