Елочные украшения времен СССР создают ощущение новогоднего волшебства почти как в детстве. Хрупкие, с немного облупившейся краской, они кажутся более «настоящими», чем современный праздничный декор. Набор винтажных шишек, сосулек и шаров, ватный Дед Мороз, пятиконечная звезда-макушка, подарочная коробка в виде Спасской башни, наполненная конфетами и мандаринками, станут желанным подарком для ценителей советской культуры и традиций.
Набор из 7 винтажных елочных игрушек СССР, 1950-1970 гг.
Елочная игрушка (сюрпризница) в виде книги «Там на неведомых дорожках», картон, артель Картонаж, Ленинград, 1950-1960 гг.
Коробка от новогоднего подарка с Кремлевской елки, пластмасса, СССР, 1978-1979 гг.
Запрет и возвращение новогодней елки в советской России
Производство новогодних игрушек было запущено в СССР в декабре 1935 года. До этого времени праздновать Новый год и Рождество, наряжая елку, в советской России считалось пережитком буржуазного прошлого. Ввоз елочных украшений из Германии прекратили. Выходные и гулянья отменили, люди должны были ложиться спать в обычное время, а утром идти на работу, несмотря на праздник.
В газете «Правда» вышла заметка П. Постышева, второго секретаря ЦК коммунистической партии большевиков Украины, который призывал устраивать коллективные елки для советских ребятишек. Он писал, что несправедливо лишать праздника детей рабочих, которые были обделены радостью в дореволюционное время и лишь с завистью заглядывали в окна к богатеям, отмечавшим Рождество. 31 декабря 1935 года в харьковском Дворце пионеров и октябрят прошла первая советская елка.
В январе 1937 года в Колонном зале Дома Союзов устроили елку для детей с участием Деда Мороза и Снегурочки. На следующий год кремлевский новогодний почин подхватила вся страна. Наркомпрос и Комитет по игрушке выпустили брошюру «Елка», где прописывался музыкальный репертуар детских утренников, театрализованных представлений, дизайн и расположение новогоднего декора, поведение детей и педагогов.
Внешний вид елочных игрушек подвергался строгой цензуре. До революции украшения отражали библейские рождественские сюжеты. В СССР восковых ангелочков заменили на идеологические правильные изображения, которые с течением времени менялись. В них отражена история нашей страны.
Украшения ёлки довоенного периода
Вифлеемскую звезду, которая венчала праздничное дерево в царские времена, сменила красная пятиконечная (кремлевская) звезда – символ Красной армии и Революции.
Шары выдували через стеклянную трубочку, которую нагревали на газовой горелке. Охлажденный шар окунали в цветной лак или нитрит серебра, расписывали, приделывали петельку. Также изготавливали различные стеклянные фигурки физкультурников, парашютистов, пионеров, аэропланов, поездов, пограничников с собаками, броневиков. Делали украшения из стекляруса, соединенного проволокой.
Успехи советского воздухоплавания отражены выпуском елочных игрушек в виде дирижабля.
В 1937 году выпустили серию шаров с портретами членов Политбюро, шар с портретами Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Но их быстро сняли с производства: «повешенные» на елку вожди в годы репрессий выглядели неоднозначно.
Ватные игрушки делали из прессованного хлопка, форму человечкам и животным придавали с помощью проволочного каркаса. Заготовку раскрашивали, покрывали клейстером из крахмала. Шили одежду из ткани, изготавливали лица и мордочки из глины и папье-маше.
Картонные фигурки (картонажи) делали по германской технологии. Два куска картона с немного выпуклым зеркальным рисунком склеивали между собой, игрушка получалась двухсторонней. Ее покрывали фольгой, раскрашивали.
Среди картонажей были особо популярны фигурки легендарного пограничника Никиты Карацупы. Пограничник вместе со своей собакой Индусом (Ингусом) задержал 338 нарушителей, воспитал тысячи следопытов, оставил наработки по служебному собаководству, которые востребованы до сих пор.
Елочные игрушки времен Великой Отечественной войны
Во время войны люди продолжали праздновать Новый год, наряжали елки в госпиталях, в тылу, на передовой. Эта традиция напоминала о мирной жизни, поддерживала надежду на скорую победу.
Елочные игрушки выпускали в ограниченном количестве, делали их из подручных материалов, отходов производства. Из жести штамповали фигурки животных, а затем их раскрашивали. Крутили проволочные украшения. На ламповом заводе делали шары, представляющие собой лампочки без цоколя, покрытые краской. Были популярны игрушечные парашютисты, собаки-санитары, украшения в виде шишаков — наверший солдатских шлемов и касок. На фронте для изготовления игрушек использовали бинты, вату, стреляные гильзы, картон, погоны.
Новогодний декор послевоенного времени
После войны на новогодние елки в СССР вернулись «мирные» игрушки. Их промышленное производство полностью восстанавливается в 1946 году. Фабрики Москвы и Ленинграда не могли удовлетворить спрос на елочные украшения, хоть и работали на полную мощь. Поэтому в Киеве, Кирове, Минске открыли специализированные цеха и фабрики. В 1949 году, к 150-летнему юбилею А. С. Пушкина, выпустили фигурки по мотивам сказок великого поэта.
В конце 40-х - начале 50-х гг. в магазинах появились наборы миниатюрных игрушек, которыми можно было украсить елку, умещавшуюся на столе. Многие люди жили в стесненных условиях, в коммуналках и бараках. Поставить полутора или двухметровое раскидистое дерево было просто негде.
50-60 годы – время елочного декора на прищепках: сказочные звери, дети, спорт, советская символика. В честь успешных полетов в космос изготавливали игрушечные спутники и ракеты, космонавтов. Стеклянные часы, которые показывают без пяти минут полночь, появились на советских елках после выхода на экраны «Карнавальной ночи».
Продовольственный кризис начала 50-х годов, вызванный неурожаями, неудачами в управлении сельским хозяйством, привел к появлению игрушек в виде овощей и фруктов. Они должны были символизировать изобилие в стране, когда по факту потребительская корзина советских граждан была весьма скудной.
С приходом к власти Хрущева аграрный кризис пытались преодолеть освоением целинных земель, а также насаждением кукурузы как основной кормовой и зерновой культуры. В 60-е годы на елках появились стилизованные початки «царицы полей». В период «оттепели» в тематике игрушек стало меньше коммунистической пропаганды, зато появились предметы быта: самовары, лампы, чайники.
Елочная игрушка «Самовар», стекло, роспись, артель «Культигрушка», Ленинград, 1955-1975 гг.
После 1966 года изготовление новогодних игрушек было поставлено на поток. Украшения 70-80 гг. штампуются на фабриках большими партиями, утрачивают индивидуальность кустарного и артельного производства. Появляются новые материалы для их изготовления: поролон, пластик, алюминий.
Дед Мороз и Снегурочка
В славянской мифологии Трескун, Морозко, Студенец, Зимник – суровый бог зимы и северного ветра. Его представляли в виде старца с длинной белой бородой. Вместо мешка с подарками в руках он держал булаву.
В 19 веке под влиянием творчества поэтов и писателей образ языческого бога трансформировался в Мороза Ивановича. Дети сами приносили ему подарки, чтобы задобрить, а сказочный старик давал им задания и вознаграждал по заслугам.
Советский Дед Мороз – добрый старик, который дарит гостинцы детям - впервые появился на новогодней елке в Доме Союзов в 1937 году. Образ его внучки возник на основе героини пьесы Н. Островского «Снегурочка».
Подставочные (подъелочные) фигуры Деда Мороза и Снегурочки, изготовленных из ваты, появились в 30-х годах 20 века. Внешний вид волшебного старика напоминал пожилого крестьянина в валенках, синей или красной шубе, шапке-ушанке. К 40-м годам стали встречаться белые Деды Морозы из-за экономии на краске. Расписывали только лица, сделанные из глины или папье-маше. Фигуры получались уникальными, так как выполнялись вручную. Снегурочек изображали в голубом или белом наряде.
На рубеже 40-50 годов технология меняется – подставочные игрушки стали делать из папье-маше и прессованных опилок. Дед Мороз мог быть с посохом и мешком подарков или без них, в застегнутой или распахнутой, короткой или длинной шубе.
В 60-х годах ручное производство подъелочных фигур значительно сокращается. На фабриках стали выпускать пластмассовые фигуры, отлитые в специальных формах. Они были намного доступнее игрушек из ваты и папье-маше, но лишились индивидуальности.
«Дед Мороз», вата, ткань, раскраска, Калининское производственное объединение художественной промышленности, 1960-1970 гг.
«Дед Мороз», вата, ткань, раскраска, Куйбышевская фабрика игрушек, 1970-1990 гг.
«Снегурочка», пластмасса, Москва, 1970-1990 гг.
«Снегурочка», пластмасса, Москва, 1970-1990 гг.