Когда Dr. Alban выдаёт свой знаменитый мелодичный речитатив «Going back to my root - Born in Africa», то сквозь быстрый ритм регги и попсовый припев мы вслушиваемся в проходящую гулким фоном барабанную дробь. На первых кадрах видеоклипа перед нами проходит небольшой негритянский оркестр, бьющий в разнокалиберные барабаны. Затем камера перебегает на небольшой зажатый меж ног барабан, обтянутый пятнистой оленьей кожей. Мы не увидим целиком ни барабанщика, ни сам барабан. Но почему-то иногда кажется, что перед нами джембе.
Что такое «джембе»?
Джембе – это африканский барабан, выполненный в форме кубка из цельного куска дерева. Его верх обтянут кожей (чаще всего, козьей). Из-за формы и того, что ударная поверхность расположена лишь с одной стороны, джембе относят к одноголовым кубковым барабанам, входящим в семейство мембранофонов. Корпус в виде кубка способствует появлению эффекта резонанса Гельмгольца, поэтому джембе присущ глубокий и гулкий бас. Играют на этом барабане руками без дополнительных приспособлений.
История барабана джембе
Такой тип барабана, как джембе, начал распространяться по Западной Африке чуть ли не тысячу лет назад. Точная дата его появления неизвестна, но в XIII веке, когда образовалась империя Мали, он уже был известен. Этимология названия уходит к соединению двух слов: «дже» и «бе». Первое из них означает «сбор», а второе – «мир» («согласие»). Оба слова взялись из поговорки «Анке дже, анке бе», приблизительный перевод которой означает «давайте объединимся, чтобы прийти к общему пониманию» или «собрание общего согласия». Это близко к истине, так как звуки джембе сопровождают свадьбы, похороны, именины и торжества, то есть мероприятия со множеством участников. Джембе - европеизированное название этого инструмента. У различных племён народности малинке (мандинка), проживающей в Западной Африке, существуют особенности произношения этого слова. Жители Гвинеи называют его «дьэмбе» или «гэмбе». В Мали срединный звук «м» меняется на «н». В лексиконе иных западноафриканских стран название может звучать, как «дьимби» или «дьимбе». А в Сенегале этот барабан порой просто зовут «там-там», что вообще запутывает несведущего, так как под этим термином в Европе понимают барабан-гонг, а джембе в качестве сигнального барабана не использовали.
Откуда взялся барабан столь странной формы? Одна из версий его происхождения отсылает нас к ступе достаточно большого размера (баба-яга там, конечно, не поместится, но и на стол такую не поставить). Подобные ступы можно до сих пор повстречать в африканских деревнях, так как у местных жителей принято передавать домашнюю утварь из поколения в поколение. Если бросить на эту ступу мимолётный взгляд, то перед нами тот же джембе, только из металла и с не обтянутым кожей верхом. С металлом связаны и первые мастера джембе – кузнецы, ведь только ковкой можно было создать такие инструменты, которые способны сотворить этот барабан. Возможно, самым первым джембе стала разбитая снизу ступа, которую кто-то догадался обтянуть кожей. В древние времена, когда племена в большинстве своём состояли из охотников, а не скотоводов, для джембе использовали шкуры антилопы, зебры или оленя.
Для Европы джембе долгое время оставался неведомым инструментом. Большую роль в его популяризации сыграл Фодеба Кейта (Fodéba Keïta), успевший проявить себя и в музыке, и в драматургии, и в политике. Созданная им танцевальная группа Les Ballets Africains, сумела получить в Гвинее статус национальной. Благодаря государственной поддержке группа активно гастролировала с начала второй половины ХХ века. За несколько десятилетий она успела объездить множество стран Европы и Америки. В её составе был один из лучших в мире мастеров игры на джембе Фамаду Конате. Благодаря выступлениям, джембе не только стал известен в Европе, но и удостоился выхода на аудионосителях (только за 1990-е и 2000-е годы его немецкая и французская дискография насчитывает около двух десятков позиций). Самих африканцев это сильно удивило, так как они считают, что звуки джембе предназначены не для прослушивания, а для созерцания за музыкантами и танцорами. Или для участия в этом танце.
Характеристики барабана джембе
- Внешний диаметр (без учёта колец): 30-38 см;
- Высота 58-63 см;
- Толщина стенки у нижнего отверстия: около 25 мм;
- Толщина стенки у верхнего отверстия: 20-23 мм;
- Толщина натяжного шнура: 4-6 мм;
- Общий вес (включая кожу, кольца и веревку): 5-13 кг.
Чем меньше диаметр мембраны, тем меньше и высота барабана. Столь большой разброс по весу получается из-за различных сортов древесины, из которой делают корпус барабана. Если взять усреднённое значение, то это примерно девять килограмм. Для джембе наиболее хороши следующие породы деревьев:
- Ленке или афцелия африканская (Afzelia africana);
- Палисандр – древесина дальбергии (Dalbergia spp.);
- Африканское красное дерево или Хайя сенегальская (Khaya senegalensis);
- Дикое (кустовое) манго (Cordyla pinnata).
В основном, эти деревья можно найти в Гвинее или Мали. Их преимущество – твёрдая древесина, из-за которой звук барабана получается кратким и отчётливым. В других странах барабаны делают из местной, более мягкой древесины, которая не способна подарить звук, присущий каноничному джембе. Для барабана высокого качества подходит сенна сиамская (сиамская кассия или кассодовое дерево), однако в Западной Африке она встречается крайне редко. Большинство этих пород представляют деревья, сердцевина которых состоит из твёрдого слоя, вокруг которого нарастают более лёгкие и мягкие. Сердцевину от наружных слоёв в этом случае помогает отличить цвет: в центре такое дерево имеет тёмный оттенок, который по мере приближения к коре сменяется всё более светлыми тонами.
Впрочем, на мировом рынке массово представлены «экологичные» джембе, при производстве которых не пострадала ни коза, ни даже дерево. Корпус такого барабана, часто изготовленного далеко за пределами Африки, делают из пластика, окрашивая в самые фантастические тона. А мембрана у него синтетическая. Разумеется, звук пластикового джембе отличается от деревянного. Зато он устойчив к воздействию влаги и перепадам температуры.
Национальные особенности барабана джембе
Барабанами высочайшего качества может похвастать Мали. Считается, что здесь делают самые лучшие джембе. Местные мастера правильно выбирают древесину, выдерживают цикл сушки и умеют вырезать такую форму, которая даёт самые изысканные звуки. Привлекают малийские джембе и тонкой художественной резьбой. Тот, кто хочет достичь наивысшего мастерства в игре на джембе, старается заказать барабан именно из Мали. Малийскому барабану присуща особенно выпуклая и круглая форма. Не менее искусны мастера из Гвинеи. Считается, что именно на территории этой страны когда-то был изготовлен самый первый джембе. Огромный многовековой опыт позволяет Гвинее соперничать с Мали. Если поставить джембе из этих стран рядом, то гвинейский покажется стройнее. Материалом для джембе из Кот-д’Ивуар служит ироко – твёрдая древесина, получаемая от дерева вида Milicia excelsa и Milicia regia. Преимуществом этих джембе будет меньший вес. Однако звучание подобного барабана отличается от каноничного джембе. Но некоторые музыканты, наоборот, стремятся иметь при себе и такой джембе, нахваливая его за округлый, тёплый звук. Ножку деревянного «кубка» здесь часто украшают резные кольца. В Сенегале джембе делают из твёрдой, ломкой и очень тяжёлой древесины. Такой барабан критичен к перевозке. Закинув его в кузов и проехавшись по ухабистой дороге, можно обнаружить на корпусе трещины. Сенегальские джембе очень разнообразны по форме. Не слишком хвалят барабаны, сделанные в Гамбии или Буркина-Фасо, а джембе из Ганы вообще считаются ширпотребом, аналогичным поделкам из Азии. Гана, используя мягкие породы дерева, производит скорее не инструмент, а сувенир для туриста.
Как делают барабан джембе?
Каноничный джембе – это не только заготовка из монолитного куска древесины, но и полностью ручная работа. Мастер, умеющий делать эти барабаны, обладает не только набором необходимых инструментов, но и глубоким пластом знаний, переданных от предков. Заготовка для джембе ничем не отличается от обрезка обыкновенного бревна. Другое дело, что с ней произойдёт дальше. Из иллюстрации выше видно, что сначала идёт грубое придание кубковой формы наружной поверхности и удаление сердцевины для пробивки внутреннего отверстия.
Кроме самого дерева нужна тонкая стриженная козья шкура, около тридцати метров верёвки и три металлических кольца, обёрнутых тканью. Двумя из них шкура будет натягиваться у верхнего отверстия. Третье закрепляют там, где «ножка» кубка встречается с «чашей». «Я беру камень и отсекаю всё лишнее», - так описывал свою работу Микеланджело Буонарроти. Мастер по дереву, как и великий скульптор, срезает всё ненужное, постепенно придавая заготовке узнаваемую форму.
Рабочее время мастера для создания хорошего барабана укладывается в две недели. Но за две недели из заготовки джембе не получить. Оказывается, надо принимать в расчёт и те девять месяцев, которые дерево будет сушиться. И это не максимальный срок. Гэвин Гросвенор (Gavin Grosvenor), для которого джембе стал делом всей жизни, говорит, что для «премиальных» барабанов, дарящих наиболее сочные звуки, древесина корпуса должна сохнуть от двух до пяти лет. Так что джембе премиум-класса чем-то схож с выдержанным марочным вином.
После грубой обработки деревянную поверхность тщательно выравнивают и шлифуют сначала рубанком, затем напильником и напоследок – наждачной бумагой. Современные мастерские порой значительно сокращают время, просто вытачивая корпус на токарном станке. Но, как заявляют меломаны, это приводит к искажению звука. Неровности ручной обработки внутреннего отверстия и придают джембе неповторимое звучание. Если их нет, то и тональность звука нивелируется. Ручная обработка обеспечивает непохожесть конкретного джембе на любого из остальных своих собратьев.
Со стороны кажется, что система натяжных шнуров используется лишь в качестве декоративной оплётки. Но нет, на самом деле, это – тонкий инструмент настройки. До пришествия джембе в Европу веревки делали из натуральных материалов. Знакомство с Европой подарило мастерам более крепкий полиэстеровый шнур. Правильно провести узлы натяжения сродни настоящему искусству. Один из способов показан выше. По нему видно, что узлы натяжения оборачиваются вокруг корпуса, начинаясь от нижнего металлического кольца, и по спирали уходят кверху. Натяжение кожи и, следовательно, звук барабана регулируется натяжением этих струн, но зависит не только от них. Следует учитывать температуру и влажность. Иногда барабанщик специально нагревает кожу возле огня, чтобы усилить её натяжение. Но при отсутствии опыта можно пропустить момент, когда температура превысит определённый предел и кожа лопнет.
Как играют на барабане джембе?
Музицирующий на джемме – это не просто барабанщик. Его именуют красивым словом «джембефола». Причём, так называет себя и новичок, и признанный маэстро. Полиритмичность, которая и создаёт очарование игры на джембе, присуща народности малинке. Можно сказать, она у них в крови.
Кроме чувства ритма джембефола должен обладать мастерством нанесения ударов. Собственно, здесь всего три основных удара: низкий (бас), высокий (тон) и звонкий шлепок (слэп). Бас получается при ударе всей ладонью по центральной части, что порождает мягкий, глубокий и продолжительный звук. Тональный удар – когда подушечки и поверхность сомкнутых пальцев бьют по краю, получая низкий звук средней продолжительности. Слэп – это такой же удар по краю, но растопыренными пальцами, после которого исходит чёткий и яркий звук. Первые два удара наносятся напряжённой кистью, а третий – расслабленной. После того, как эта тройка освоена в совершенстве, джембефола начинает экспериментировать с дополнительными звуками, нанося их кончиками пальцев или щелчками.
Есть три способа играть на джембе: один стоя и два сидя. При игре стоя барабан подвешивается на крепкой ленте или размещается в стойке. Но самая узкая его часть фиксируется ещё и ногами. Один из сидячих способов также предполагает зажим барабана между ног. При втором джембефола садится на барабан. Однако при этом надо учитывать, что не каждый джембе выдержит вес джембефолы. Кроме того, этот способ подходит только при выступлениях на сцене. При полевых концертах есть опасность испортить узлы натяжения, прижав барабан к земле. Да и предпочитающие этот способ говорят о том, что так играть намного сложнее, потому что руки сильнее напряжены.
Добавить в ритм неожиданные звуки помогает некий аналог погремушки – кессинг. Это специальные пластины из алюминия в форме листа, которые крепятся к корпусу, привнося сухой шумовой эффект, лязганье и позвякивания, обеспечиваемые множеством колечек, расположенных по краям. Эти металлические «листья» превращают джембефолу в настоящий оркестр.
Впрочем, джембе вполне подходит и для коллективных выступлений. Ансамбль – это несколько джембе, настроенных на разную тональность. Причём, солирующий барабан настроен на самую высокую из них. Для этого его мембрану натягивают посильнее, получая высокие верха и более тихие басы. Остальные джембе в сравнении с солирующим имеют приспущенное ударное полотно.
И ограничиваться только джембе не стоит. Можно для фона привлечь иные ударные инструменты Западной Африки. Это тройка басовых барабанов, различающихся размером: дунумба – большой, сангбан – средний и кенкени – малый.
Сколько стоит барабан джембе?
Вот вопрос, которым немедленно проникается возжелавший научиться выбивать на джембе этот удивительный каскад звуков, создавая собственный ритм. Обратимся за помощью снова к Гэвину Гросвенору, который также занимается поставками этих барабанов в Европу.
Цены на африканский джембе начинаются от 25 €. Следует сразу сказать, что такой джембе больше подходит для цели показать друзьям, что у тебя дома есть забавная африканская вещица, по которой можно хлопнуть предварительно вымытыми руками. Тем не менее, даже на таком бюджетном барабане можно успешно освоить основы игры. Гросвенор рекомендует сразу пропустить начальные модели и перейти к среднему классу, который обеспечивает приятный диапазон звуков. Такой джембе обойдётся примерно в 200 евро. Его можно использовать и для сольных выступлений, и для игры в ансамбле. Джемме высшего класса, который может стать предметом гордости, стоит примерно вдвое дороже – около 400 евро.
Разумеется, в продаже можно увидеть и крайне дорогие экземпляры, отличающиеся легкостью игры, палитрой звуков и богатством отделки. Если бы знаменитый Страдивари вместо скрипок делал барабаны, то эти джембе вышли бы из его рук. Стоимость подобного барабана достигает тысячи евро и выше. Но брать инструмент премиум-класса стоит, если в душе появилось чувство, что прежний джембе уже упёрся в какой-то невидимый предел.
100 шиллингов Уганды 2008 года
На одной из сторон обиходных монет Уганды отчеканен её Государственный герб. В его составе африканский барабан цвета золота, обтянутый кожей цвета серебра. В описании к гербу можно узнать, что подобный барабан был когда-то символом королевской власти. Однако там же указано, что барабан олицетворяет и празднества, собрания и церемонии. На них народ традиционно созывают ударами в барабан. Мы уже знаем, что джембе не был сигнальным барабаном, а Уганда находится не в Западной Африке, но в Восточной. Однако узнаваемая форма кубка порождает гипотезу, что теперь уже знакомый нам барабан всё же мог оказаться и на гербе этой страны.