В эпоху компьютеров и смартфонов на верхние полки кладовок и далёкие страницы хроник минувших лет отправились многие слова с приставкой «диа», которые составляли привычный быт советского человека: диафильмы, диаскопы, диапроекторы (больше запомнившиеся своей упрощённой конструкцией – фильмоскопами). В шеренге этих слов полноправно стоят и диапозитивы, которые и станут основной темой нашего сегодняшнего обзора.

Диапозитивы в рамках

Что такое «диапозитив»?

В слове «диапозитив» частица «диа» происходит от греческого «δια», означающего «через» или «сквозь». Однако и оставшаяся часть – «позитив» – тоже имеет важный смысл. Она сообщает, что перед нами кадр позитивной (обращаемой или реверсивной) плёнки, обратной господствовавшей в фотоделе негативной. Итак, диапозитив – это чаще всего кадр плёнки, предназначенный для рассматривания на просвет или для проекции на экран. Кроме фотоплёнки диапозитивы делали на стеклянных фотопластинках. В лекционных целях вместо диапозитивов могла использовалаться специальная прозрачная плёнка, на которой преподаватель рисовал необходимый материал, а потом показывал его через диапроектор. Синонимом слова «диапозитив» является слайд.

Диапозитив

История диапозитивов

Когда же появились первые диапозитивы? Первый прорыв в деле создания диапозитивов связан с методом аддитивного смешения цветов, основанного на том, что сетчатка человеческого глаза имеет три вида колбочек, которые воспринимают поступающий свет в фиолетово-синей, зелёно-жёлтой и жёлто-красной частях спектра. Неизвестно, кто первым предложил использовать этот метод в фотоделе, но зафиксировано, что самое раннее практическое и коммерчески успешное его применение для цветной фотографии в 1907 году представила фирма Lumière Autochrome. На тонкую стеклянную пластину, предварительно покрытую слоем окрашенных частиц картофельного крахмала, наносили панхроматическую эмульсию (чёрно-белую фотоэмульсию, чувствительную ко всем длинам волн видимого света). Этот вид диапозитива получил название «автохромная пластина». Автохромные пластины применялись почти четверть века, но в 1930-е гг. их сняли с производства. На смену пришли изобретения Lumière Filmcolor (для фотопластинок) и Lumicolor (для роликовой фотоплёнки). В киноиндустрии, благодаря разработкам Agfa и Dufaycolor, аддитивный метод задержался до начала 1960-х гг.

Фотоплёнка серии Kodachrome

Далее распространение получил субтрактивный метод, когда цвет получается путём вычитания из спектрально-равномерного белого света отдельных спектральных составляющих. Здесь первопроходцами можно назвать Леопольда Годовски-младшего и Леопольда Маннеса. Благодаря им Eastman Kodak Company выпустила на рынок фото- и киноматериалов плёнку Kodachrome, ставшую первой коммерчески успешной цветной пленкой, основанной на субтрактивном синтезе цвета. В 1935 году начали продавать 16-мм киноплёнку, а ещё через год – 35-мм фотоплёнку. В Европе отставание от Нового Света было небольшим. Немецкая компания Agfa, успешно решив проблемы цветовой чувствительности, уже в конце 1936 года выпустила плёнку «Agfacolor Neu». Её большим преимуществом над продукцией американского конкурента стало добавление в эмульсию красителей, из-за чего процесс обработки материала значительно упрощался.

Цветная пленка для диапозитивов типа Velvia: 1. Защитный слой. 2. Синий чувствительный слой (жёлтые соединители). 3. Дополнительный слой. 4. Жёлтый фильтр. 5. Зелёный чувствительный слой (пурпурные соединители). 6. Чувствительный к красному слою (голубые соединители). 7. Дополнительный слой. 8. Фильтр защиты от ореолов. 9. Основа.

В отношении цветных фотографий обращаемая плёнка долгое время серьёзно соперничала с негативной. Последняя предполагала дорогой процесс обработки и печати. Кроме того, у негативной плёнки наблюдалось посредственное качество цветопередачи. А через несколько лет её хозяин с сокрушением замечал выцветание её кадров и обесцвечивание бликов. Но самым большим достоинством обращаемой плёнки стало использование её кадров в качестве диапозитивов. Владелец проектора не тратился на печать снимков, а демонстрировал кадр напрямую. В любительской фотосъёмке негативные цветные фотоплёнки вытеснили реверсные примерно в начале 197-х гг., когда упала стоимость печати, а качество негативной плёнки серьёзно улучшилось. В коммерческой и рекламной фотографии реверсные цветные плёнки и получаемые из неё диапозитивы широко применялись до середины 1990-х гг., когда их вытеснили более удобные в работе цифровые носители.

Какими бывают диапозитивы?

Позитивное изображение на фотоплёнке

Простейший вид диапозитива – это сама реверсная перфорированная 35-мм фотоплёнка, прошедшая необходимую обработку. Для её просмотра нужен проектор, учитывающий, что размер кадра может составлять как 24×36 мм, так и 18×24 мм. Но мало кто просматривал изображение сразу с плёнки, поэтому её мы можем занести в разряд заготовки для набора диапозитивов.

Диапозитивы в рамках

Самый популярный вид диапозитива – это одиночный кадр обращаемой плёнки. Обычно он вставлялся в стандартную рамку размером 50×50 мм. В магазинах диапозитивы продавались в картонных рамках, на которых печатали информационное сопровождение. Но фотолюбители могли купить пластмассовую разъёмную рамку с теми же габаритами и составить набор самостоятельно. Впрочем, многие наловчились самостоятельно резать картонные рамки, которые выходили ничуть не хуже магазинных.

Диапозитивные рамки 70×70 мм

Для профессиональной полиграфической деятельности использовали диапозитивы, сделанные на фотоплёнке шириной 61,5 мм (размер кадра 58×58 мм). Благодаря высокой цветопередаче их применяли при издании журналов, календарей и открыток. Для них также производили рамки, но размером побольше – 70×70 мм. Большая площадь кадра обеспечивала высокую яркость изображения даже при проецировании на большой экран. Пока была развита коммерческая диапроекция, подобные диапозитивы были очень востребованы в ней.

Диафильм, подготовленный к просмотру

Диафильм – это тоже набор диапозитивов, только собранных по 30-50 штук на одной неразрезанной плёнке. Советское детство 1970-х и 1980-х гг. у многих прошло с сеансами в затемнённой комнате, где стоял включённый фильмоскоп, проецируя на белую простыню сюжет затейливой истории. Видеомагнитофоны советским гражданам тогда были практически недоступны, а пара телевизионных программ хорошие фильмы демонстрировала нечасто. Поэтому диафильмы охотно раскупались. В СССР их созданием и тиражированием занималась специализированная студия «Диафильм». Кроме сказок и литературных произведений ей выпускалось большое количество учебных диафильмов. С её же подачи появлялись и тематические наборы диапозитивов.

Стереоскопы «View-Master»

Очень большой интерес в своё время вызывали диапозитивы-стерео. После того, как цветная обращаемая плёнка Kodachrome стала доступной, разразилась вторая волна увлечения стереоскопами (первая пришлась на эпоху непрозрачных оригиналов). На Западе наибольшее распространение получили американские стереоскопы «View-Master». К ним покупали картонные диски с семью стереопарами. Порой из этих дисков составляли огромные коллекции, и люди часами разглядывали «объёмные» изображения через стереоскоп. Желаю составить свои стереопары, покупали фотоаппарат View-Master Personal Stereo Camera.

Стереопары (ГДР)

В СССР диапозитивы-стерео стали популярными, благодаря экспорту из ГДР стереоскопа «Стереомат». С его помощью просматривали картонные прямоугольники, в каждом из которых находилось по шесть стереопар: жанровые сценки из жизни кукольных персонажей (чаще всего, медвежат). Иногда из этих шести кадров складывался понятный простенький сюжет. Конечно, единственная карточка, шедшая в комплект, быстро надоедала. И тогда начинались поиски в «Детском мире» и школьные обмены.

Стеклянные диапозитивы

И, наконец, экзотика – стеклянные диапозитивы размером 4,5×6 см. Их выпускал завод «Диафото». Тематика даже сейчас поражает разнообразием. В одном наборе могли быть собраны различные народные сказки («Морозко», «По щучьему велению», «Лисичка-сестричка и волк» и др.). Но чаще выпуск посвящался конкретной теме, стихотворению Маяковского («Что ни страница - то слон, то львица»), конкретной сказке («Три медведя»), классике («Мольер. Мещанин во дворянстве»). Существовали познавательные выпуски («Жизнь и творчество А.Н. Островского»), учебные пособия («Рисование, лепка и занятия детей с различными материалами в детском саду») и даже исторические обзоры («Франция»).

Чем просматривать диапозитивы?

Диаскоп «Ленинград»

Самым простейшим устройством, не требующих ни подключения к сети, ни дополнительных приспособлений, был диаскоп «Ленинград». В щель вставлялся диапозитив в рамке, ну а затем обратная матовая стенка направлялась на источник света. И через окуляр можно было любоваться красотами. К такому диаскопу покупали наборы диапозитивов: «Мосты и набережные Ленинграда», «Исаакиевский собор», «Эрмитаж» и другие.

«Ротонда» и «Ракушка» - примеры сувенирных диаскопов

В группу «Сувенир с юга» часто попадают советские неразборные диаскопы, куда встроен один или два диапозитива (в зависимости от числа окуляров). Форма их была крайне разнообразной (шар, ракушка, ракета, беседка и др.). Готовый продукт – встроенный видовой слайд. Но, пожалуй, более популярны были диапозитивы по заказу, когда фотограф снимал отдыхающего или семью на фоне морского побережья, а через несколько дней приносил диаскоп оговоренного вида.

Диаскоп с лупой и подсветкой от батарейки

Устройство посложнее имел диаскоп с лупой и подсветкой от батарейки. Казалось бы, тут лучше использовать диапроектор. Но диаскоп компактнее. Кроме того, он не требует затемнения. Правда, коллективный показ с помощью диаскопа не устроить (если только диапозитив не показывать всем по очереди). А вот диапроектор мог охватить целую аудиторию.

Заряженный стереоскоп «Стереомат»

Стереопары в СССР чаще всего смотрели стереоскопом «Стереомат», похожим на игрушечный бинокль. Несмотря на внешний вид, работал он исправно. Принцип действия у него был схож с «Ленинградом». Требовалось только направить матовую стенку на источник света, а потом рассматривать сценки, вручную меняя стереопары подтягиванием картонки.

Аппарат проекционный «Алоскоп»Аппарат проекционный «Алоскоп»

Диафильмы уже требовали специализированное устройство. В 1930-е гг. для советских граждан им был «Алоскоп», разработанный конструктором Любимовым совместно с Андреевым для демонстрации диапозитивов формата 18×24 мм с неразрезанной пленки. Далее Любимов усовершенствовал демонстрацию, предложив мультиприставку собственной конструкции, работавшую с форматом 24×24 мм.

Фильмоскоп «Знайка»

После войны для демонстрации диафильмов граждане уже могли купить фильмоскопы, моделей которых в Советском Союзе разработали множество. Постепенно конструкцию упростили и обезопасили настолько, что даже сообразительный дошкольник легко мог справиться с ним в одиночку, подключив к сети и зарядив плёнку в фильмовый канал. Но в те годы очень приветствовались семейные просмотры диафильмов. Во время них вращавший механизм поворота кадров чувствовал себя чуть ли не киномехаником на премьере.

Диапроектор «Экран»

Больше всего везло обладателям устройства, которое могло работать и с диапозитивами, и с диафильмами. Таким был универсальный диапроектор «Экран». Снимок выше даёт ответ почему диапозитивы начали называть слайдами. Пока демонстрируется один диапозитив, второй вставляется в рамку, а потом скользящим движением новый кадр отправляется на просмотр, а очередной вставляется в рамку уже с другой стороны. Короткое и ёмкое английское «slide» («скользить» или «сдвигаться») постепенно вытеснило длинное «diapositive». «Экран» - это уже целый набор компонентов: сам проектор, экран-приставка, диаприставка и рамка для диафильмов. Кадр проецируется на стену или на входящий в комплект экран. Чтобы не возиться со вставкой в рамку, предлагалось использовать диамагазины, рассчитанные на 50 слайдов.

В старой кинохронике можно застать ещё одно устройство – световые короба. В рамку короба вставляли несколько стеклянных диапозитивов, которые подсвечивались лампами изнутри. Предназначались световые короба для наглядной агитации. Было выпущено множество подобных диапозитивов медицинской тематики, поэтому чаще всего световые короба встречались в больницах или поликлиниках.

Диапозитив

Мир диапозитивов – это безбрежный океан, окунувшись в который, порой не хочется его покидать. Поэтому любители винтажа и ретро разыскивают коллекции диапозитивов и дарят себе мгновения рассматривания чужой жизни, запечатлённой на обращаемой плёнке, или улочек прежних лет в городах, которые давно и безвозвратно изменились.