Прялка – это приспособление для ручного прядения одной нити пряжи, когда свободные волокна перерабатываются в нить путем одновременного скручивания и вытягивания. В европейских странах прялкой называют только устройство с ручным или ножным приводом. В России это понятие шире, включая два вида: простую конструкцию без механики и самопрялку, работу которой обеспечивает привод. Прялки стали важной частью русской культуры. Их самобытная роспись или резьба является предметом пристального изучения историков и искусствоведов.
Прялка-донце
Простейший вид прялки напоминает букву «L», состоя из вертикальной части, где крепилась кудель, и донца (горизонтальной части). Устойчивость конструкции придаёт пряха, сидящая на донце. В зависимости от материала мастер мог делать два типа прялок. Если находили берёзу или ель с загибом или длинным и крепким корнем, то прялка вырезалась цельной. В некоторых регионах она даже получила прозвище «корневуха» или «прялица-кокорица» (место перехода толстого корня в комель ствола считается самой прочной частью и называется «кокора»). Берёзу ценили больше, поэтому мастера из неё резали прялки для семьи или на подарок, а ель шла для прялок, предназначенных на продажу.
В другом случае донце и вертикальную часть вырезали отдельно, а потом скрепляли, и получалась составная прялка. Из каких пород дерева делали составные прялки? Считается, что ответ кроется в загадке, ответом на которую выступает прялка: «На осине сижу, сквозь клену гляжу, берёзу трясу». Для донца брали древесину осины или липы. Вертикальную часть делали из твёрдых пород (клён к ним относится), а берёза в загадке – это веретено в руке пряхи.
По виду вертикальной части прялки делятся на гребневые (с гребнем) и с лопастью. Гребневые прялки были составные. Вертикаль здесь была самым настоящим большим гребнем с длинной ножкой. На зубья гребня и надевалась кудель (льняные или шерстяные волокна). Такие прялки были распространены в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье.
В большинстве прялок лопастного типа их вертикальная составляющая разделяется на лопасть (широкая верхняя часть) и шейку или ножку (узкая нижняя часть). На ножке тоже могли быть выступы шириной не меньшей, чем у лопасти, но им придавали чисто декоративное значение. Лопастные прялки любили на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае. Прялки с лопастью могли быть как цельными, так и составными. Впоследствии вертикаль лопастных прялок тоже стала составной. Ножку мастер вытачивал на токарном станке, а плоская лопасть крепилась в прорези ножки.
Расписные прялки
Прядение было распространено повсеместно, поэтому прялку можно было увидеть практически в каждой деревенской избе. Как и другие предметы домашнего быта, прялки богато украшались мастерами художественной резьбой или узорчатой росписью. Богато разукрашенную прялку брали охотнее и платили за неё больше. Иногда мастер с фантазией мог выручить за необычно расписанную прялку больше, чем другие за целую партию. Каждый российский регион в украшении прялок отражал особенности местной культуры.
Мастера ярославских земель придавали большое значение отделке ножек. Казалось бы, цельный кусок дерева будет прочнее, и прялка прослужит дольше. Но искусство требовало жертв, и прочность проигрывала стремлению к красоте. Ножки столбчатых ярославских прялок чем-то напоминают обелиски Древнего Египта.
Это тоже работа ярославских резчиков. Здесь плоскость лопасти целиком превращена в полотно, заполненное художественной резьбой от мелких узоров до сюжетных картин. Это так называемые «теремковые» прялки.
Если пряха сидит на донце, следовательно, его можно оставить без украшения? Нет, городецкие мастера считали иначе. Расписные донца, вышедшие из их рук, поражают детальной проработкой композиции, которая порой даже сложней и красочней, чем та, что на лопасти. Оказывается, прялка была украшением любого дома. И пришедшие гости по прялке часто оценивали богатство и достаток семьи. Когда прялка не использовалась, её подвешивали к стене на видное место. И тут уж донце было на всеобщем обозрении.
Резьба и роспись Архангельской и Вологодской земель использовала орнаменты с древними символами. В кругах, ромбах, треугольниках, квадратах и зубчатых линиях искусствоведы видят изображения солнца и звёзд, а также различных стихий: огня, земли, воздуха и воды. Присутствуют на лопастях мифические птицы и узнаваемая сценка поездки на санях.
В деревнях на берегу Северной Двины и Мезени образовалось несколько самостоятельных школ росписи. Растительные мотивы характерны для пермогорской, ракульской и борецкой росписей. Мы решили привести образец Пермогорской росписи, чем-то похожей на сюжет русского лубка. В центре сюжета свадебный поезд. Но среди росписей Русского Севера, встречающихся на прялках, пожалуй, необычнее всех мезенская.
Мезенская роспись по дереву
Лопастные прялки мастеров, живших вдоль реки Мезень, демонстрируют самобытный вид народного промысла, которым долгое время славились палащельские мастера (деревня Палащелье находится в Лешуконском районе Архангельской области на правом берегу реки Мезень). Поэтому второе название мезенской росписи – палащельская. Наиболее старая прялка с данной росписью датируется 1815 годом. В такой технике известна роспись и других бытовых предметов, но всё же во главу промысла некоторые исследователи ставят именно прялку.
Палащельская роспись двухцветна. Изначально красную краску делали из глины, смешанной со смолой лиственницы, чёрной служила сажа, к которой добавляли ту же смолу. Позже начали закупать чёрную фабричную тушь и сурик. Третьи цветом служила сама светлая древесина, на которой красный и чёрный цвета смотрелись контрастно. Замалёвок мастера делали красным, идя по лопасти сверху вниз. Когда краска высыхала, делали чёрную обводку. Кистью для замалёвка чаще всего выступала тиска – палочка с излохмаченным кончиком. Обводку выполняли пером глухаря или тетерева. Детали узора наносили кисточкой из тонких волосков. Татьяна Варенцова, по крупицам собравшая сведения о мезенской росписи, именует её канонические элементы «бёрдо» (верхний бордюр из сеточек-решеточек), «курочки» (мазки-завитки под бордюром) и «коньки» (ряды бегущих коней или оленей на паучьих ногах). Сохранить долговечность росписи помогала олифа с еловыми маслами, придавая дереву солнечно-золотистый оттенок.
Мезенские мастера украшали и оборотную сторону лопасти, но здесь роспись уже выглядит «экономнее», так как от мастера уже не требовалось следовать канону. В основном, это жанровые сценки, выполненные в примитивной манере. На ранних предметах скачут табуны или запечатлены сцены охоты. На поздние успел попасть даже пароход, выполненный в своеобразной манере. Оригинальная мезенская роспись в Палащелье просуществовала примерно до 1930-х гг. Через тридцать лет её возродили в Селище. В Северодвинске и Архангельске выпускают сувениры с имитацией палащельской росписи.
Самопрялка
Если изобретение колеса приписывают шумерам, то самую первую прялку (согласно последним археологическим находкам) сконструировали где-то на территории современной Индии. Там этот инструмент использовали ещё две с половиной тысячи лет назад. Сами древние прялки не сохранились, но историк Дж. М. Кенойер, специализирующийся на изучении цивилизации долины Инда, обратил внимание, что однородность нити, позволяющей создавать плотное её переплетение в ткани, свидетельствует об использовании прялки.
Это не единственная версия, и споры продолжаются. Например, Дитер Кун и Вейджи Ченг доказывают, что прялка возникла во времена династии Чжоу в Китае, в первом тысячелетии до нашей эры. Упоминание о ней найдено в китайских словарях второго века нашей эры. Другие исследователи считают, что изобретение прялки произошло ещё позднее в исламском мире, ссылаясь на документ из Багдада, где нарисована работа за прялкой. Если обобщить, можно вывести, что конструкция самопрялки впервые появилась именно в восточных регионах, а уже потом купцы и путешественники увозили удивительный инструмент в свои страны.
Ведущее колесо индийской чаркхи вращает одна рука пряхи, а другая скручивает нить, уходящую на кончик веретена. По мнению исследователей, купцы и путешественники, заезжая в Индию, увозили чаркху на родину. А там уже местные мастера, сохраняя принцип действия, меняли отдельные элементы прялки, добавляя удобство в работе с ней. Например, вместо веретена придумали ставить направляющую рогульку с катушкой, и надобность перематывания нити с веретена отпала.
В Европе подобная прялка появилась примерно в конце XII века Конструкция, получившая распространение, предполагала наличие доски с установленным на ней цилиндром с горизонтально закрепленным веретеном. Самое старое изображение европейской самопрялки найдено в средневековой домовой книге замка Вольфегг и датируется 1480 годом. Между ручным прядением и самопрялкой в Европе долгий период шла самая настоящая война. В архивах хранятся документы, запрещающие использование прялки в Венеции (1224 г.), Болонье (1256 г.), Париже (1268 г.), Шпейере (1280 г.), Абвиле (1288 г.), Сиене (1292 г.) и Дуэ (1305 г.). Считается, что защищающие шерстяную нить ручного прядения запреты вводили из-за того, что пряжа, полученная в тот период при помощи прялки, была слабой, неровной, недостаточно скрученной и слишком узловатой.
В 15 столетии на самопрялке начали применять рогульку. Для истории сохранился чертёж Леонардо да Винчи. Великий изобретатель сконструировал прядильный механизм с продольно перемещаемой вращающейся лопастью. Такая прялка позволяла тянуть, скручивать и наматывать нить на три разные катушки. Это один из примеров изобретения, опередившего время, поскольку при жизни Леонардо да Винчи его конструкция широкого распространения не получила. Время прядильных машин было ещё впереди. Первым в мире построил рабочую многоверетённую прядильную и гребнечесальную машину в 1760 году Родион Глинков. В действие её приводило водяное колесо.
В 16 столетии к самопрялке добавилась педаль для вращения колеса. Теперь устройство приводила в движение нога пряхи. На землях, где проживали славяне, название таким самопрялкам давали по типу расположения колеса. Конструкция с колесом, стоящим на одной вертикали с прядильно-наматывающим узлом по отношению к полу, считалась родной, поэтому её именовали «русская прялка» или «стояк».
Если же колесо располагалось сбоку от узла, станина которого находилась под углом к полу, эту самопрялку считали заимствованной от северо-западных соседей и нарекали «чухонка» или «лежак». Прялка подобного типа изображена на гербе финского города Киикка (ныне входит в состав муниципалитета Этса). Самопрялка входила в приданое европейской невесты вплоть до 19 столетия. А в России древний обычай дарить невесте прялку продержался ещё дольше.
Элементы деревянной прялки
Казалось бы, выше мы уже детально разобрали составляющие прялки-донца. Но нет, оказывается, мы коснулись лишь основных её деталей. Декоративная отделка повышает их число. В данном случае мы видим «серьги» и «городки».
Добавим к прялке-донцу колесо с ножным приводом и получим самопрялку с горизонтально закрепленным веретеном. Это «русская прялка», так как веретено и колесо находятся по отношению к полу на одной вертикали.
На примере европейской прялки разберём действие её механизма. Его приводит в движение подножка (f), которую традиционно делают под правую ногу. Движение обеспечивает приводной или ведомый стержень (e), рукоятка (d) и маховик (c). Вращающийся элемент состоит из рогульки с двумя плечами (а) из дерева или железа. К ним крепятся направляющие для нити (i) в виде ряда крючков, отверстий или петелек. Шпиндель (x) с входным отверстием (y) прочно соединён с рогулькой. Шпулька (b), свободно перемещающаяся по шпинделю с мутовкой (u), выступает в роли катушки. Для некоторых типов прялок использовали крыльчатые мутовки (r), насаженные на веретено или соединенные с ним разъемной резьбой. Шпулька и рогулька связаны с приводным колесом двумя отдельными ремнями (s и t), которые делали из хлопка, льна, шерсти или кожи. Благодаря разнице в диаметрах шкивов рогулька вращается быстрее шпульки. Она и скручивает вытянутую кудель в нить, прежде чем последняя ляжет на шпульку, вращающуюся с меньшей скоростью.
Символизм прялки
«Три девицы под окном / Пряли поздно вечерком», - так начинается пушкинская «Сказка о царе Салтане». Почему они – пряхи? И почему их именно трое? Три богини, прядущие нити человеческих судеб пришли к нам из мифологии прошлых веков. В Древней Греции этими пряхами были мойры, а в Древнем Риме – парки. «Какова нить, такова и жизнь», - принцип их работы. Одна из этих девиц кардинально изменит судьбы царя, а две остальные поспособствуют дальнейшим переменам.
Колесо прялки тоже часто соотносят с колесом времени или колесом судьбы, вращение которого привносит в жизнь человека различные события от его рождения до самой смерти (когда колесо остановится или оборвётся нить). Выражение «бабий счёт по пряже» - это определённый вполне реальный отрезок времени. В «Одиссее» по совету Афины Паллады Пенелопа, в ожидании мужа не желающая принимать женихов, распускает сотканное ей за день, что символизирует обратный ход времени. Момент её выбора не приближается, а отдаляется, повышая шанс дождаться Одиссея.
Печь была краеугольным местом при возведении крестьянского дома. Ставилась печь, а всё остальное уже как бы достраивалось вокруг неё. От того, как стояла печь, зависело размещение дверей и окон. Если печь располагали так, что женщине в ней было сподручно прясть, дом получал прозвище «изба-пряха», если же наоборот, то «изба-непряха».
Прялка символизировала ежедневный труд простого народа, отделяя его от слоя богатых бездельников. Очень хорошо этот факт символизирует сказка «Спящая красавица». Принцесса засыпает на сто лет, уколовшись веретеном, которое она никогда не видела. В русском переводе сказки присутствует одно веретено, но на зарубежных иллюстрациях часто изображена именно прялка с колесом или самопрялка. Неведение богачей о прялке замечательно обыграли в советской экранизации сказки из «Тысячи и одной ночи» диалогом между матерью Аладдина и царевной Будур.
— Я подарю тебе прялку.
— А что это такое?
— Посмотришь — тебе понравится.
Кроме «Спящей красавицы» прялка фигурирует в сказке «Румпельштильцхен», героиню которой заставляют прясть золото из соломы. Чешский поэт Карел Яромир Эрбен написал поэму «Zlatý kolovrat» («Золотая прялка»). Сборник рассказов «Истории о прялках» в своё время издала Луиза Мэй Олкотт. Правда, если углубиться в чтение, окажется, что их сюжеты с прялками не связаны. Целью писательницы было скрасить чтением монотонный труд прях, вращающих колесо.
Благодаря обошедшей весь мир фотографии Махатмы Ганди за индийской прялкой-чаркхой, последняя стала ещё и символом индийского движения за суверенитет. По утверждению Ганди, если народ Индии целенаправленно сядет за прялки, его труд создаст основу для экономической независимости и возможность выживания в бедных сельских районах страны. Флаг Индийского национального конгресса в центре содержал изображение прялки. Правда, на Государственном флаге Индии от прялки осталось лишь колесо.
Сейчас даже домашняя электропрялка, полностью механизировавшая труд пряхи, уже выглядит анахронизмом. А прялка-донце окончательно превратилась в фольклорный элемент, фрагмент сказочного сюжета и деталь быта невозвратимо ушедших эпох. Но сквозь стекло музейных витрин роспись и резьба лопастей прялок призывается вглядеться в их узоры и, быть может, разгадать какую-то зашифрованную в них и пока не раскрытую тайну истории России.