Есть забавное шутливое изречение: «То, что не нужно нам, но жалко выбросить – хлам. То, что не выбросили наши родители – винтаж. А то, что было жалко выбросить нашим бабушкам и дедушкам – антиквариат». Как бы смешно оно ни звучало, но изрядная доля правды в нём есть.
Прабабушкин резной почерневший от времени буфет, давно перевезённый на дачу, и потемневшее столовое серебро в ящике серванта, не открывавшемся полвека. Морской кортик прадеда, который служил на флоте ещё в Российской Империи. Мамины золотые серьги с яркими красными камушками, подаренные ей бабушкой на 18-летие, которой они также достались от её бабушки. Икона, в золочёном окладе, которая появилась в семье много поколений назад. Старинная люстра, покрытая несчётным количеством слоёв краски, висящая в читальном зале института, расположившегося в бывшем дворце.
На многие из столь ценных вещей мы и вовсе не обращаем внимания, привыкли к ним, они являются частью повседневного быта. Далёкие от покупок антиквариата люди и вовсе могут выкинуть старинную мебель. При этом вполне возможно, что на помойку относят мебель, изготовленную знаменитым немецким мастером. Запылённая ваза, издавна стоящая на шкафу, может оказаться редким образцом декоративно-прикладного искусства средневекового Китая, а настольная безделушка, с которой играют дети, является потрясающим образцом венской бронзы, выполненным в единичном экземпляре знаменитым европейским мастером XIX века. Сколько таких ценных предметов окружает вас? Быть может вы каждодневно пользуетесь вещью, реальная стоимость которой составляет ваш годовой заработок?
Часы карманные золотые Georges Favre-Jacot, Швейцария, 1881-1915 гг.
Существует ли чёткий ответ на вопрос «Что такое антиквариат?» Само понятие «антиквариат» довольно условное. В одних странах антиквариатом может быть признано изделие, обладающее культурной и/или исторической ценностью, возраста не менее 100 лет, в других, как, например, в США, предмет считался антикварным, если был изготовлен до 1830 года.
При этом сам факт признания какого-либо изделия антикварной вещью и определения его стоимости довольно субъективен и зависит от многих факторов. К примеру, рядовой для любителей старинных вещей серебряный портсигар может увеличиться по стоимости в десятки, а то и в сотни раз, если докажут, что им владела легендарная историческая личность.
Серебряный портсигар с золотой накладкой Клеймо «ПА» ( Петр Евстратович Абросимов). Конец XIX - начало ХХ века
Условно, с определёнными оговорками, можно выделить несколько признаков «антикварности» изделия:
- Давность его изготовления;
- Малосерийное производство или производство в единственном экземпляре;
- Известность мастера, изготовившего данный предмет;
- Уникальность изготовления и, как следствие, либо невозможность, либо крайняя сложность её воспроизводства;
- Легенда предмета – его связь с историческими событиями или личностями;
- Ценность и/или уникальность материалов, из которых изготовлен предмет.
При доказанном сочетании всех или бОльшей части вышеперечисленных пунктов стоимость предмета антиквариата может составлять миллионы евро!
Подлинность и ценность антикварных предметов
Определение подлинности и ценности под силу лишь человеку, обладающему реальным багажом знаний – как с точки зрения истории и искусства, так и с точки зрения технических нюансов изготовления того или иного предмета. Необходимо понимать технологии разных эпох, приёмы мастеров, состав металлов, применяемость и сочетаемость материалов и многие другие тонкости.
Чем «уже» специализация антиквара, чем больше антикварных изделий прошло через его руки, тем больше вероятность точности в определении подлинности и ценности вещи. Например, ещё в Советском Союзе, где рынок антиквариата в основном находился в тени, был известный узкому кругу лиц специалист по иконам, который мог определить возраст, происхождение и подлинность предмета даже по запаху!
Когда антикварный предмет сопровождается легендой, из-за которой его стоимость отличается от подобных изделий, следует относиться к его покупке с большой осторожностью. Необходимо тщательно проверить легенду – очень часто она оказывается либо неподтверждённым слухом, либо и вовсе выдумкой. Если в случае с легендированным предметом речь идёт о дорогой покупке, и у вас есть навязчивое желание его купить, следует либо потребовать у продавца весомые доказательства, либо обратиться за официальной экспертизой к сертифицированным искусствоведам-оценщикам.
Очень «тонким» является также вопрос о подлинности используемых материалов - особенно когда речь идёт о драгоценных камнях. Перед покупкой дорогостоящих антикварных изделий с ними следует проводить гемологическую экспертизу или запрашивать у продавца её результаты от авторитетных источников.
Конечно же, на антикварном рынке присутствует и огромное количество подделок. При этом нельзя сказать, что они по качеству всегда хуже подлинника – вовсе нет! Порой бывает даже наоборот, когда мастерство изготовления подделки превышает оригинальное – это, кстати, тоже является одним из критериев определения подлинности. Подделывают изделия из бронзы и серебра, иконы, картины. Украшения и настольные безделушки. Гораздо реже подделывают антикварную мебель. Это связано со сложностью и трудоёмкостью изготовления подделки, крупными габаритами и более низкой по сравнению с другими видами старинных предметов ликвидностью – что называется, «игра не стоит свеч».
Сложнее всего выявить подделку, выполненную в одну эпоху с оригиналом. Так, картины Айвазовского, творения которого пользовались бешеным спросом, начали подделывать ещё при его жизни – на холстах той эпохи, красками тех лет и с помощью исполнителей-современников, копируя манеру автора и его приёмы. Определить несоответствие особо качественных подделок картин Айвазовского кисти живописца зачастую просто невозможно. Достаточно сказать, что в мире существует более 30 тысяч полотен, которые приписываются авторству великого мариниста! Выводы делайте сами…
Схема придания подделкам дорогостоящих изделий статуса подлинников сложна и хитроумна. Изначально, как только запускается процесс «легализации» новодельной вещи, делается экспертное заключение – как правило у любого не дорожащего репутацией эксперта. Затем изделие через подставных лиц покупается на каком-нибудь непрестижном аукционе. Таким образом у вещи появляется хоть какая-то история. Затем, опять же через подставных лиц, вещь проходит ещё через несколько торгов всё более и более высокого статуса. Предмет «засвечивается» на выставках, попадает в каталоги. Как правило таким «серым» предметам требуется несколько лет до возникновения позитивной репутации. Итогом же становится уже настоящая продажа предмета на престижном аукционе с прибылью в сотни и тысячи процентов от его изначальной стоимости.
Где покупают антиквариат?
Рынок старинных вещей – это таинственный мир, зачастую даже опасный. В нашей стране были времена, когда куплю-продажу антиквариата жёстко регулировал закон. Поэтому операции, в основном, велись «в тени», а предметы коллекционирования, разрешённые к продаже, были строго регламентированы. Сегодня же существует огромное количество антикварных магазинов, ярмарок и выставок-продаж.
Наиболее азартные любители старины, среди которых много профессиональных частных коллекционеров, перекупщики и инвесторы, делающие ставку на накоплении антиквариата, посещают очные аукционы. Попасть на антикварный аукцион, однако, могут не все желающие, и чем выше статус аукциона, тем больше требований предъявляется и к его участникам, и к предметам, на нём выставляемым.
Отдельного внимания заслуживают блошиные рынки, на которых продают старинные вещи. Порой поистине уникальные. Наверняка многие знают удивительные истории покупок там настоящих шедевров за сущие копейки. Для многих походить по антикварным рынкам сродни спорту или рыбалке. Это и правда увлекательное и азартное занятие – покупка антикварных вещей на подобных «барахолках».
Бурно развивается и торговля через интернет. Всё больше антиквариата реализуется сегодня через многочисленные порталы, принадлежащие конкретному магазину или торговому дому, или специализированные доски объявлений антикварной торговли. Продажа предметов старины на них производится как по фиксированной стоимости, так и на основе аукционной торговли. При покупке через интернет следует быть особенно осторожными и не осуществлять приобретения на сомнительных площадках.
Антиквариат, винтаж, раритет и ретро
Применительно к изделиям ушедших эпох распространены термины «винтаж», «раритет» и «ретро». С точки зрения научной терминологии употреблять эти термины применительно к предметам старины не совсем корректно, однако они настолько прижились среди любителей вещей ушедших эпох, что они проскальзывают даже у профессиональных антикваров. Поэтому уже вполне можно считать эти определения устоявшимися.
Бронзовая статуэтка «Собака с дичью», скульптор E. Delabrierre, г. Париж, Франция, 1880-1910 гг.
Зачастую грань между «винтажом», «раритетом», «ретро» и «антиквариатом» настолько стёрта, что даже опытные антиквары не смогут уверенно дать изделию то или иное определение. Так, именуемая «винтажной» брошь вполне может представлять из себя редкую вещь и оказаться предметом антиквариата в полном смысле этого слова. Равно как и наоборот – «антикварная» брошка может оказаться поточным и распространённым изделием, пусть и выпущенным более века назад. Термин «ретро» чаще всего применяют к всевозможной технике: радиоаппаратуре, проигрывателям, первым моделям телевизоров, автомобилям. Реже это определение звучит относительно одежды, а также недорогих предметов быта и интерьера.
Автор статьи – Михаил Колесов