Понятие «букинистика» пришло к нам из французского языка, где словом «Bouquin» называли старую книгу, а того, кто ей торговал, именовали «Bouquiniste». Букинист – это не только торговец старинными книгами (что отличает его от библиофила), но и отличный их знаток. Кажется, что в эпоху цифровых текстов бумажные издания утратят актуальность и постепенно исчезнут. Но букинистика готова это опровергнуть.
Чем притягательна букинистика?
Художественные и научные тексты в электронном формате и традиционные книги соревнуются друг с другом в предпочтениях читателей. Но бумажные издания имеют романтический ореол, придаваемый оформлением и запахом страниц, поэтому библиофилы не желают с ними расставаться. Распространено коллекционирование старых книг, на страницах которых встречаются рукописные комментарии авторов, экслибрисы, подписи, оригиналы гравюр. Те, кому интересна техническая сторона книгопечатания, обратят внимание на состав бумаги, конструкцию обложки, корешка, блоков страниц, каптала; шрифтовое оформление.
Хорошо сохранившаяся книга в приоритете у коллекционера, и ради этого он готов заплатить больше. Исключение - специфические коллекции: например, прижизненные издания с автографами авторов.
Потрёпанные временем издания заинтересуют другую категорию мастеров книжного дела - реставраторов. Они вернут к жизни даже истасканные экземпляры: помоют и восстановят страницы, используя аутентичную бумажную массу или готовые листы, подклеят обложку, если та изошлась трещинами, перешьют блок и добавят недостающие элементы. Если у реставратора обнаружится аналогичное издание в электронном виде или на руках, можно будет восстановить утраченный текст. Расходы на реставрацию понесёт сам владелец книги. Книга не сохранит исходный вид, но будет греть её хозяина ещё много лет.
Букинистика и коллекционирование книг - это поиск алмазов и золота, засыпанных толстым слоем гальки: среди сотен книг десятки окажутся ценными. Но и эти десятки - повод пристальнее взглянуть на свою библиотеку.
Одновременно букинистика даёт шанс получить хорошую книгу дешевле, чем стоит новая, ведь не всякая подержанная книга рассматривается с точки зрения раритета и коллекционного экземпляра, зато художественная её ценность остаётся такой же.
Букинист и покупатель: взгляд с двух сторон
Букинист - это профессионал, который занимается исследованием и перепродажей книг, а также консультацией, оценкой, поиском изданий, разработкой каталогов. Букинистами могут стать и владелец библиотеки, и перекупщик, который знает, на какие книги есть спрос, и умеет их находить.
Зачем коллекционер или книголюб покупает книги, а букинист продаёт? Вот некоторые мотивы собирать литературные произведения:
- книга как исторический первоисточник, дающий информацию о событиях или явлениях, интересующих покупателя;
- книга как образчик материалов и конструктивных особенностей (если интересно переплётное дело);
- книга как источник редких гравюр или изображений известного художника;
- книга как способ вложить деньги, если коллекционер знает, что книга будет дорожать;
- книга как экземпляр для распространения (сканирования или даже перепечатки), если кто-то хочет поделиться искусством и знаниями;
- книга как украшение дома, если коллекционер - «собиратель корешков» (как говорят: «Собрал три/пять/десять метров старой книги»);
- книга как продолжение коллекции, если ранее этим занимались родственники, и коллекционер хочет пойти по их стопам.
Букинистическая книга: критерии ценности
Основной термин букинистики - «подержанная книга», то есть та, которая повторно уходит в оборот. Это полезное явление: при повторном обращении книг тираж увеличивался без допечатки, удовлетворяя спрос на редкие и интересные экземпляры.
Цена на книгу - предмет договора между книготорговцем и покупателем. Есть множество объективных критериев, которые помогут оценить товар:
- сохранность книги, её вид;
- наличие гравюр и иллюстраций (возможно, известного художника);
- наличие автографа, пометок автора (прижизненное издание);
- наполнение серии книг (полностью собранные серии всегда востребованнее);
- количество (дороже небольшие тиражи);
- наличие украшений на обложке, а также сопутствующих предметов (например, футляра);
- историческая ценность книги (коллекционера может заинтересовать факт, что она принадлежала известной личности или фигурировала в каких-то событиях);
- возраст (при прочих равных книги 50-100-летней давности зачастую ценнее вышедших недавно).
Условно книги разделены на букинистические и антикварные. Где проходит рубеж между ними? Есть несколько мнений об этом. Кто-то считает, что антикварные книги – это издания старше 50 лет, а с более поздней датой – это букинистические книги. Однако чёткой (хотя и условной) границей чаще всего считают 1951 год. Впрочем, иногда в качестве этой границы российские букинисты указывают 1917 год, после которого в нашей стране провели реформу русского языка.
Ещё один критерий популярности книги не зависит от её состояния: на цену влияет мода и спрос на неё. Поэтому для букинистики не всегда работает правило «чем стариннее, тем дороже». Владелец библиотеки легко отсортирует собранные книги, оценив их примерную ценность. В ином случае это сделает оценщик. Он же посоветует, какую поставить цену на букинистическое издание.
Перефразируя поговорку, одними книгами сыт не будешь. Букиниста часто интересует и другая полиграфия: открытки, брошюры, периодические издания, афиши, билеты, листовки, календари и т.д., которые можно предлагать ему на рассмотрение.
Начало букинистики
Первая датированная печатная книга на Руси вышла в марте 1564 года, с неё и началась история книгопечатания. Это «Апостол», скрупулёзно создаваемый с апреля по март Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем под надзором самого государя Ивана Грозного.
В «Послесловии к «Апостолу» есть фраза: «И тако благоверный царь и великий князь Иванъ Василиевичь всея Русии повеле святыя книги на торжищих куповати и въ святыхъ церквахъ полагати». Иначе говоря, «повелел святые книги на торгах покупать и в святые церкви вкладывать». Но святые книги часто отходят от греческого первоисточника, поскольку при переписывании в них возникают ошибки. Царь призывает переписать церковные книги в соответствии с канонами.
Букинист - это отчасти историк. Невозможно оценить ценность книги, не зная событий, послуживших её созданию. Например, в 1650-х годах патриарх Никон провёл реформы, затронувшие все сферы церковной жизни, и назначил переписать богослужебные книги, чтобы соотнести их содержание с греческими текстами его современности. В религии случился раскол, потому что часть верующих придерживалась прежних традиций. В священных книгах написаны как исконные тексты, так и отредактированные после реформы.
Исследователь Д. Стефанович об изменённой версии «Стоглава» - известнейшей книге 1551 года - пишет так: «...в тысячу раз лучше иметь у себя рукописный Стоглав, или даже вовсе его не иметь, чем иметь печатный такой, в котором не только изменена «роскошная неграмотность XVI в.», вещь немаловажная для любителей старины, но испорчен по местам самый текст, извращен самый смысл памятника». Однозначно не указаны причины того, почему текст древнего памятника был изменён: из-за реформы или по другим причинам.
К середине 18 века букинистика прочно угнездилась на рынке: производство книг было долгим, трудоёмким, а для церковных нужд требовались тома с богослужебными текстами - напечатанных тиражей было недостаточно.
При дворянско-крепостничнской монархии среди помещиков появилась мода на составление домашних библиотек. Книголюбов поддерживали меценаты, которые поощряли просвещение и распространение культуры, выделяли на это средства. Книги также искали коллекционеры.
Книжное дело развивалось. Грамотные люди настойчиво выискивали нужные им книги: и богач, охотившийся за редкими ценными экземплярами, и ремесленник, искавший букинистическое издание подешевле. Благодаря этому букинисты могли не только окупать труды, но и расширять своё дело.
Репутация книжников в глазах общественности колебалась. Когда книжный рынок только зарождался, торговцы продавали книги «как бог на душу положит». Нечистые на руку люди восполняли утраченные страницы текстами похожих изданий или вовсе подделывали их. Это помогало сохранить дорогой внешний вид книги и повысить на неё цену, однако содержание страдало. Если книжники видели, что издание необходимо покупателю кровь из носу, могли непомерно повысить цену. О дельцах-книготорговцах отзывались нелестно. Например, в словаре А.А. Плюшара говорилось: «Так называют мелочных торгашей или менял, которые занимаются выменом, скупом, продажею или променом старых, подержанных книг».
Постепенно букинистический рынок вырабатывал правила и методы работы. Честных и уважаемых продавцов становилось больше: их воспринимали как учёных-энциклопедистов, скрупулёзно подходящих к делу. Появились торговцы-профессионалы, были организованы торговые предприятия. Книги продавали как на рынке, так и в стационарных лавках.
Во второй половине 19 столетия круговорот книг убыстрялся: в букинистические магазины порой поступали целые библиотечные собрания от разорившихся дворян. В то же время, 28 мая 1862 году, возник пожар на Апраксином дворе в Петербурге. В корпусах стояли лавки со свечным, лоскутным, фруктовыми мясными, табачными и другими товарами. Апраксин двор был знаменит и как центр букинистической торговли: здесь располагались внушительные книжные развалы.
Государь Александр II был убеждён, что пожар начался по злому умыслу. Стихия спровоцировала панику людей, а это было на руку мошенникам и ворам, спешно хватавшим ценные вещи, которые ещё не были покалечены пламенем. В эти дни сгорели огромнейшие собрания книг. Многие книготорговцы отошли от дел либо стали перестраивать бизнес. Несмотря на потери, букинистический рынок постепенно восстановился.
В начале 80-х годов 19 века появились крупные букинистические предприятия, которые обеспечивали запросы на любой вкус и кошелёк: от древностей до распространённых изданий. Здесь работали антикварные предприятия, которые систематически выпускали каталоги книг, отправляли заказы почтой, искали издания по запросам. Часть книготорговцев организовывали стационарную торговлю, открыв свой букинистический магазин со средним оборотом, либо вели небольшое дело - продавали книги на рынке, арендовав прилавок. Также среди букинистов выступали посредники между владельцами библиотек и букинистическом магазинами (их называли холодными букинистами, стрелками, мешочниками).
Букинистика в СССР и России
В Советском Союзе всё издательское дело было подконтрольно государству. Ещё в 1905 году В.И. Ленин писал: «Издательства и склады, магазины и читальни, библиотеки и разные торговли книгами – все это должно стать партийным, подотчетным. За всей этой работой должен следить организованный социалистический пролетариат, всю ее контролировать, во всю эту работу, без единого исключения, вносить живую струю живого пролетарского дела».
По всему Советскому Союзу открывали букинистические магазины и отделы подержанных книг в книжных торговых точках. Особенно процветала букинистика в Москве: магазины и лавки встречались в столице повсеместно. «Букинист» располагался на Сретенке, ещё один был на Кузнецком мосту, третий - в Столешниках. Магазин «Книжная находка» стоял рядом с памятником Первопечатнику Ивану Федорову, поблизости можно было найти ещё один крохотный магазин в здании гостиницы «Метрополь». Это лишь малая часть островков, которые образовывали букинистический и книжный мир Москвы.
«Книге - вторую жизнь», - лозунг советской букинистической торговли. Ведь в этом случае переход печатных изданий от владельца к владельцу словно удваивал тираж. В разряд букинистической литературы входили как старинные книги, так и подержанные, то есть уже бывшие в руках читателя, даже если книгу издали в том же году. Однако антикварные книги быстро находили своих хозяев «по знакомству», не дойдя до букинистических магазинов.
Магазины подержанных книг скупали у населения издания, которые хранились в домашних библиотеках, при необходимости реставрировали их и выкладывали на прилавок. Товароведы оценивали художественную или научную ценность издания, сохранность, редкость, назначали книге цену, составляли каталоги. По пометкам на книге можно узнать, покупали или нет советскую книгу в букинистическом магазине. Если государственная цена, указанная при печати, была перечёркнута, и возле неё писали меньшую стоимость, то над книгой поработал оценщик-букинист. Побывавшие в таких магазинах книги можно узнать и по штампу «ЗАКУП», в составе которого чернилами вручную проставляли новую стоимость.
Отбоя от покупателей в таких магазинах не было. Но в приоритетном порядке букинисты работали с библиотеками, которые не всегда получали в литературу в нужном объёме. Поэтому библиотекари обращались к своим коллегам из букинистических магазинов и предлагали на обмен книги, не подошедшие для библиотечного фонда. Это обедняло выбор книг в букинистических магазинах. Читатель мог обратится и в библиотеку, но не было гарантии, что в её архивы попало нужное издание. В Союзе разворачивалась охота за самыми увлекательными книгами, которые доставались трудом и потом, но при этом были милы сердцу: их мигом «проглатывали», а после зачитывали до дыр.
СССР - самая читающая страна, где тиражи исчислялись сотнями тысяч и даже миллионами. Но это не спасло её от дефицита изданий, наравне с недостатком многих других товаров. Появляется валюта в виде томов Дюма, сдача макулатуры, обмен книгами, а ушлые люди придумывают спекулятивные схемы. Несмотря на большие тиражи, люди часто испытывали «книжный голод» из-за недостатка литературы.
Поскольку книги продавали довольно дёшево, их покупали в личную библиотеку - собрание книг демонстрировало хозяина как интеллектуала. Мнение товарищей для советского человека было значимо, поэтому на домашние библиотеки возникла мода. Хорошо, если литературное произведение попадало читающему человеку. Однако иногда книги оседали на «кладбище домашней библиотеки»: у хозяев, которые даже не открывали тома после покупки.
Дефицит интересных книг возникал и потому, что масштаб изготовления бумаги не мог покрыть интерес всей многомиллионной страны. Тиражи после выпуска не сразу выходили в продажу: их раздавали в государственные библиотеки, работникам книжных магазинов, «блатным», из-за чего количество изданий, доходивших до читателя, заметно уменьшалось. Оставшееся расхватывали, как горячие пирожки почти полностью. На прилавках лежали самые невостребованные произведения, не вызывавшие интереса у читателей.
И тогда власти стали делать упор на то, чтобы граждане собирали макулатуру. Вторичная переработка была полезна для всех: и читателей, и государства, и экологии. Она экономила ресурсы, избавляла людей от хлама в домах и позволяла получить полезное вознаграждение. В СССР мотивировали приносить макулатуру, а с 1974 года даже выдавались макулатурные талоны, на которых стояла отметка, сколько бумаги и картона сдал советский человек. Если набиралось нужное количество - он мог получить дефицитную книгу, как только она поступит в магазин.
Книги по талонам выдавались историко-приключенческие, а также лёгкая классика, фантастика, детективы: в них можно было окунуться с головой, поэтому бумагу для переработки собирали с большой охотой. Среди «макулатурных книг» обнаруживались Сабатини, Купер, Майн Рид, Булгаков, Джек Лондон и другие «дефицитные» авторы.
Но не всех устраивал книжный голод и не каждый с азартом пытался выручить очередную интересную книгу, собрав гору картона. Поэтому в Союзе использовали спекулятивные схемы по перепродаже книг, находили связи, чтобы иметь доступ к более раннему выпуску литературы, покупали их, а потом перепродавали втридорога.
В 90-е годы книголюбы смогли выдохнуть и наконец наброситься на всю ту литературу, которую раньше приходилось вытаскивать клещами. На фоне беспорядка в стране дефицитные книги хлынули на развалы, где в ящиках под открытым солнцем можно было отыскать настоящие жемчужины и купить их не за талоны, а за рубли - лишь бы зарплату платили. Это были развалы, полные настоящих сокровищ.
Букинистика лично и удалённо
Сейчас на улицах городов можно встретить букинистические магазины, доверху заставленные полками с книгами. Иногда в них встречается и другая старинная полиграфическая продукция, а иногда и антиквариат. Наравне с ними до сих пор работают книжные развалы, которые предлагают книги от словаря Даля до отечественной и зарубежной фантастики. Некоторые экземпляры потрёпаны, некоторые выглядят ново.
Наравне с этим удобны и букинистические проекты, которые работают в интернете. Это аукционы, где человек выбирает книгу или выставляет свою, чтобы попытаться выиграть её, постепенно повышая цену и перекрывая ставки других покупателей. Книги выкладывают на букинистических сайтах, и если она понравится - там же можно связаться с владельцами книг. Завести карточку своей книги на них тоже возможно. Иногда для этого нужно оплатить выкладку товара. Оценщики книг там работают из дома: иногда достаточно нескольких качественных фотографий и знаний букиниста, чтобы оценить экземпляр. Книгу можно получить по почте.
Аналогично работают и площадки для распродажи товаров, на которых продаются любые вещи. На букинистическую продукцию выделена отдельная категория.
Букинистический рынок: взгляд в будущее
Цифровой формат наступает, но к букинистической литературе сохраняется интерес читателей. Тиражи обеспечивают сами себя, постоянно переходя от владельца к владельцу. Лишь некоторые из книг задерживаются у одного хозяина надолго. Букинистический рынок интересен тем, что необычные экземпляры могут появиться в поле зрения неожиданно, если покинут частную библиотеку. И её получит читатель, который долго ждал этого момента.
В число магазинов букинистики и антиквариата входит и «Монетник». Мы можем оценить Вашу книгу и, возможно, выкупить её, а также предложить выбор изданий, повторно выпущенных в оборот. Книги из раздела букинистических изданий мы выбрали и оценили лично. Взглянуть на них можно в магазине. Если Вам понравятся книги - предоставим дополнительные фотографии и вышлем экземпляры на почту. В хорошей упаковке любая книга дойдёт в целости и сохранности.