Какие ударные музыкальные инструменты наиболее известны? Конечно, сразу вспоминаются раскатистые звуки барабанов, гром литавр, завораживающий стук испанских кастаньет. Но кроме них, на протяжении почти шести тысячелетий, повседневная жизнь человека сопровождалась звуками более скромных, но не менее важных инструментов - колокольчиков и бубенцов.
Звучание их схоже. Но если для звона колокольчика необходим «язычок», подвешенный внутри полого купола, то бубенчик - пустой шарик с прорезями, внутри которого еще один или даже несколько шариков (дробинок) поменьше. При движении или встряске такой предмет, находясь в любом положении, благодаря специальным разрезам и отверстиям на корпусе, издает звенящие приятные для слуха звуки.
Где возникла традиция изготовления таких предметов сказать трудно. Первые их археологические находки относятся уже к бронзовому веку (четвертое тысячелетие до нашей эры). Использовались же бубенцы и колокольчики в быту у многих народов. Ученые подтверждают существование «предков» бубенцов в древних Месопотамии, Египте, Ассирии, Китае.
Находят древние колокольчики и на территории стран постсоветского пространства. Например, их прототипы, датируемые концом второго тысячелетия до нашей эры, были найдены при раскопках, проводимых во Владикавказе и Ленкорани – одном из древнейших городов Азербайджана.
Изготавливали их из железа, бронзы или даже серебра. Эволюция техники производства и развитие торговли помогли изделиям распространиться практически по всей обитаемой ойкумене.
Использовали предметы по-разному. В основном ими украшали одежду, оружие или даже тело. Например, в древнем Египте женщины подвешивали колокольчики на щиколотку, что придавало красавицам ещё больше грации и изящества.
Применялись бубенчики и в ходе торжественных ритуальных действий. Считалось, что их звон отпугивает злых духов.
Служили позвонцы также и для контроля над домашними животными. Подвешивая их на шеи лошадям, коровам или другим домашним животным, хозяин мог точно определить место их нахождения и не дать им заблудиться и стать лёгкой добычей для хищников или воров.
В Китае же их использовали, в основном, в качестве музыкальных инструментов. Считалось, что чистые ритмичные звуки помогали донести до слушателей философские воззрения о связи с предками, единстве мира, ценности любви, уважения и справедливости.
Упоминание о бубенцах встречается и в Библии. Например, в книге пророка Захарии, созданной в последней четверти четвертого века (в промежутке между 520-515 годами до нашей эры), говорится, что в день явления бога Саваофа «…на бубенцах конской сбруи будет написано: “Святыня Господня”».
Важную роль бубенцы и колокольчики играли и в античной культуре. Они повсеместно использовались в повседневной жизни. Размер же их, редко превышал двадцать сантиметров.
В древнегреческих полисах колокольчиками украшались городские стены, под их звуки часто провожали в «последний путь» близких, приносили жертвоприношения богам.
В Римском государстве их звенящий звук был сигналом к открытию общественных бань или рынков, оповещением об уборке улиц, казни опасных преступников. Состоятельные граждане будили и подзывали ими рабов и слуг. Бубенцами, зачастую инкрустированными драгоценными камнями, украшали колесницы, ведь их звук помогал предупредить столкновение на узких дорогах.
Продолжали использовать бубенчики и в качестве оберега от несчастий, наведения порчи или гибели.
Отношение к колокольчикам и бубенчикам стало меняться по мере усиления влияния христианской религии в античном обществе. Ведь изначально адепты новой веры считали их пережитками язычества. Так, например, в первом послании апостола Павла к Коринфянам они названы «медью звенящей», что в христианском понимании считалось символом человеческой пустоты, бездушия и лицемерия.
Впрочем, постепенно отношение к ним менялось. Уже во втором - третьем веках нашей эры чисто и громко звучащие инструменты становятся олицетворением проповеди учения Христа. С колокольчиком в руках (им он отпугивал искушающих его бесов) или на монашеском посохе изображался святой Антоний Великий.
С помощью позвонков священнослужители собирали паству на богослужение. Позже с этой ролью успешно стали справляться массивные литые колокола. В Средневековье продолжилась традиция украшать драгоценными бубенчиками одежду.
Бубенчики применялись при создании шутовского костюма. Их пришивали к колпаку, верхней одежде и обуви шута. Яркий наряд подчеркивал «позорное шутовское ремесло», недостойное праведного христианина.
В Восточной Римской империи колокольный звон не получил значительного распространения. Хотя археологические артефакты и подтверждают использование бубенчиков в Византии. Их продолжали применять в ритуальных целях и помещали в захоронения людей.
Интересно, что в нашу страну традиция использовать колокольчики и бубенчики пришла из Западной Европы, а не из Византии. Бубенцы находят при раскопках древнего Новгорода, Пскова, Твери и других древнерусских городов.
Отличались бубенцы размерами и тональностью. Существовали такие их виды как «болхари» (наиболее крупные из них), «глухари», «гремки», «шаркунцы», «воркуны», «балабончики».
Первые находки бубенцов в Новгороде относятся к десятому веку. Вопрос о наличии производства бубенчиков в самом городе остается открытым. Бубенцы отдельных видов были предметами импорта из западных стран.
Но широкое применение бубенцов в новгородском быту достоверно доказано. Они были разной формы (чаще всего грушевидной или шарообразной) и размера. В основном бубенцы были высотой от шестнадцати до тридцати двух сантиметров, но встречались как меньшего размера, так и более крупные. Изготавливались также «двойные» бубенцы: внутрь большего помещался бубенчик поменьше, что увеличивало громкость издаваемого звука.
Выполнялись они, в основном, из медных сплавов и имели цельный литой корпус. Впрочем, археологам встречаются образцы, состоящие из двух половин, соединенные специальным пояском. Наверху бубенцов находилось ушко, за которое предмет можно было подвесить к одежде или, например, конской сбруе.
Назывались такие бубенцы «звонцами». Наряду с традиционным употреблением бубенчиков в качестве дополнения к женской или детской одежде, а также оберега, в Новгороде их применяли как составную часть ожерелий или бубнов языческих жрецов. После крещения Руси бубенчики в своем облачении стали использовать и христианские священнослужители.
Применялись бубенцы и как музыкальный инструмент на свадьбах, игрищах и других праздниках. Как и в европейских странах, бубенчики украшали костюмы бродячих музыкантов - скоморохов.
Богатые люди покупали бубенчики не только из меди или железа, но и из серебра и золота. Ими они украшали свои дома, повозки, породистых лошадей или ценных ловчих птиц.
Во времена татаро-монгольского ига в нашей стране начала развиваться почтовая связь. Появляются специальные дворы, расположенные на расстоянии около пятидесяти километров друг от друга на которых производилась замена уставших животных на более резвых. Назывались такие станции «ямами». На них приходилось держать много «разгонных» лошадей. Для более точного определения времени прибытия на станцию важной повозки требовался какой-либо опознавательный звук, который был бы слышен издалека и позволял бы заблаговременно подготовить смену лошадей.
Изначально им был залихватский свист возницы, но со временем таким «сигналом» стал звук колокольчиков и бубенчиков, привязанных к конским упряжкам. Кроме сигнальной их звон выполнял и художественную функцию. Под звуки бубенчиков, задающих ритм езде, и «глухую песню ямщика» поездка по ухабистым российским дорогам переносилась легче и веселее.
Не было забыто и магическое предназначение бубенчиков. В дороге могли случиться разные неприятности: нападения диких зверей или разбойников, плохая видимость из-за непогоды, «происки нечистой силы». Считалось, что от этих и других бед сможет уберечь звук позвонков.
В девятнадцатом веке обычай украшать повозки звенящими гирляндами был настолько распространен, что царское правительство даже вводило запреты на их использование не для государственных нужд. Правда, касались они в основном колокольчиков, ведь их звон был гораздо сильнее, чем у маленьких бубенчиков, на которые официальные ограничения не распространялись.
Продавались такие бубенчики в основном в специальных наборах по девять или одиннадцать штук, включающие экземпляры разных размеров и тональности. Их красивое созвучие получило даже своё название – «ямская гармония».
Такая популярность способствовала возникновению обширного производства колокольных изделий по всей России. До сих пор заслуженной славой пользуются валдайские изделия. Начало их литья историки относят ко второй половине восемнадцатого века. Впрочем, по преданию, создание позвонков началось ещё во время царствования Алексея Михайловича Тишайшего (вторая половина семнадцатого века).
Позже производства возникли и в других губерниях России – Нижегородской, Вятской, Рязанской. Лучшие русские литейщики участвовали в международных выставках и неоднократно завоёвывали награды.
Спад производства бубенчиков приходится на годы Первой мировой войны. Связано это было с ростом цен на металлы, дефицитом меди и перенаправления заводов на выпуск военной продукции.
После Октябрьской революции 1917 года специализированные заводы стали ещё сильнее сокращать изготовление товаров и постепенно закрываться. Последним прекратил производство в 1930 году завод братьев Усачевых.
В современной России производство звенящих инструментов возобновилось. Они пользуются спросом у туристов, коллекционеров и любителей колокольного перезвона.
Бубенчики оставили свой важный след в русской культуре. Упоминания о них встречаются в сказках, прибаутках, поговорках («звона много – веселей дорога!»), загадках («на дуге висят спокойно, стоит лишь дугу встряхнуть - мелодично и привольно украшают долгий путь»), частушках.
К их образу обращались в своем творчестве русские писатели, поэты, художники. Неповторимые перезвоны звучат в операх Римского-Корсакова, Бородина и Мусоргского.
Популярны бубенцы и в отечественной рок-музыке. Их использовали для создания своих произведений и сценического стиля Александр Башлачев, Петр Мамонов, Псой Короленко и другие музыканты.
В двадцать первом веке бубенчики в основном используются для украшения домов и праздничных деревьев во время новогодних и рождественских торжеств. Своим звоном они создают неповторимую атмосферу радости и веселья.
Применяются бубенчики при изготовлении игрушек для детей и домашних животных, ведь такие безделушки способны долго вызывать интерес за счет приятного звука.
Ценят эти звенящие предметы и любители рыбной ловли, их звон помог добыть не один достойный трофей.
В том или ином виде, но колокольчики и бубенцы остаются частью нашей жизни. Пока сохраняется народная память о славной и многострадальной отечественной истории, не будет забыт и звон этих маленьких, но столь дорогих русскому сердцу музыкальных инструментов.