Что такое «плакат»? Плакатом называют печатную графику рекламного, агитационно-пропагандистского, инструктивно-методического и учебного характера. Плакаты относятся к изобразительному искусству. Обязательным элементом плаката является яркое, запоминающееся изображение, сопряжённое с лозунгом в виде призыва или броского заголовка. Художник, рисующий плакаты, часто применяет метафоры, противопоставляет фигуры разного размера, использует контрастные цвета, соединяет исторические события разных эпох, а также компилирует рисунки с фотографиями. Немаловажным является тип и размер шрифта, который должен легко читаться и не допускать двусмысленности. Этим требованиям соответствуют и плакаты советского времени.
Ранние советские плакаты
После Октябрьской революции население страны разделилось на сторонников новой и старой власти. Однако оставалось огромное число «неприсоединившихся» жителей, решившись в сторонке обождать и посмотреть, как дело обернётся. В условиях вспыхнувшей Гражданской войны и белым, и красным было жизненно важно перевести сомневающихся в ряды своих бойцов. В ход шли любые агитационные приёмы. Одним из них стал политический плакат.
Почему именно плакату отвели столь важную роль? Не надо забывать, что большое количество жителей России оставалось неграмотными. Следовательно, эти люди не могли читать ни газеты, выход которых из-за резко ухудшившихся экономических условий сократился, ни декреты, разъясняющие правила новой жизни. Рисунок плаката даже без сопроводительного текста приковывал внимание нерешительных, увлекал сомневающихся, побуждал к поступку осторожных. Расклейка плакатов заменяла талантливые агитбригады, которых на все участки фронта не хватало. Нарисованный красноармеец на плакате действовал не менее эффективно, чем речистый оратор. Пример тому – знаменитый плакат «Ты записался добровольцем?»
Плакаты действовали вместе с пламенными речами и агитационными песнями («С Красной Армией пойду / Я походом, / Смертный бой я поведу / С барским сбродом» Демьяна Бедного и др.). Хлёсткая фраза, ушедшая в народ, быстро перемещалась и на плакаты. На важнейшую роль плаката часто указывала сопроводительная надпись: «Всякий срывающий или заклеивающий этот плакат — делает контрреволюционное дело». То есть человека, уничтожающего плакатные призывы, смело относили к врагам Революции.
Лубочная агитация, до революции бывшая лишь модным течением в среде столичных живописцев, в годы Гражданской войны переродилась в «Окна сатиры РОСТА». Простейшие изображения с небольшими текстами размножались с помощью трафаретов, а затем выставлялись в витринах опустевших магазинов. Зародившись в Москве стараниями художника М.М. Черемных, эта наглядная агитация быстро распространялась по стране, появившись в Саратове, Одессе, Харькове, Ростове-на-Дону, Баку и других крупных городах. «Окна РОСТА» известны участием в их работе В. Маяковского, однако плакаты рисовали и другие известные художники той поры: П.П. Соколов-Скаля, И.А. Малютин и Д.С. Моор. Последний кроме работы «Ты записался добровольцем?» известен также плакатом «Помоги!», призывающим спасти голодающих Поволжья.
Вместо серьёзной брошюры, подытоживающей достижения советской власти, использовали яркий плакат, который показывал преимущество новой жизни красочными картинками. Однако в сопроводительных подписях к ним указывались реальные статистические данные. Рассматривая плакат, зритель попутно получал и необходимую политинформацию.
Первые плакаты СССР
С окончанием Гражданской войны тема внешнего врага временно ушла с переднего плана, но военно-фронтовые методы (в том числе, и агитационные) оказались применимы и по отношению к внутренним врагам.
Главным из них обозначили неграмотность. На борьбу с ней были брошены лучшие педагогические кадры. Обучение и тяга к знаниям должны были стать ежедневным стремлением любого жителя советской страны. Основной упор сделали на искоренение неграмотности в деревнях и сёлах. Поэтому в ход часто шла привычная лубочная живопись. Но процессу повышения знаний способствовали на фабриках и заводах. Жителя городов предназначались плакаты, напоминавшие киноафиши.
Опасным врагом также считалась религия. Убрав с плакатов времён Гражданской войны белых офицеров и иностранных интервентов, советские художники оставили в рядах врагов духовенство. Интересный способ «перекрестья» использовал на своём плакате художник Н.Б. Терпсихоров, изобразив схлестнувшиеся поколения, тянущиеся в разные стороны. Антирелигиозным плакатам содействовала и газета «Безбожник», выходившая с декабря 1922 года, а также журнал «Безбожник у станка». Печатавшиеся там карикатуры несли тот же посыл, что и плакатное искусство.
Образование СССР тоже нашло отражение на плакатах, которые подчёркивали, что жители огромной страны теперь живут не просто в Советской России, а в Союзе советских республик. Хороший пример – плакат, посвящённый новым общесоюзным деньгам, введённым в обращение после успешной финансовой реформы Сокольникова.
Произошедшую необратимую трансформацию общества от царских устоев до правил новой жизни отлично подчёркивали плакаты конца 1920-х гг., героями которых стали дети. Это уже не отдельные девчонки и мальчишки, а сплочённое общество, объединённое пионерским движением.
Плакаты периода индустриализации
Все 1930-е годы Советский Союз проводил масштабную индустриализацию. На возведённые заводы завозилась техника, но требовались тысячи и даже миллионы рабочих рук. Плакат снова становится мобилизационным, только призывает жителей сёл и деревень уже на трудовой фронт.
При этом агитационный плакат СССР отнюдь не утрачивает политическую составляющую. Он смело проводит границу между «своими» и «чужими», в ряды которых заносит уклоняющихся от приобретения облигаций займов, собранные средства которых шли на индустриализацию. И напротив, этим плакатом трудящихся сплачивали для коллективного хранения облигаций.
Агитплакаты СССР сопутствовали любому значимому событию в жизни страны. Сразу после героического спасения экипажа парохода «Челюскин» выпустили посвящённый этому плакат. Только с него уже взирали не собирательные образы, а лица живых людей, первыми получивших почётное звание Герой Советского Союза.
Казалось, что с ликвидацией НЭПа в прошлое ушли и рекламные плакаты, призывающие покупать товары частных фабрик и заводиков. Но думать так было бы ошибкой. Призыв к покупкам остался на плакатах, только в названиях уже фигурировали государственные предприятия и объединения. К рисованию рекламных плакатов привлекали и ведущих живописцев той поры. Например, правый плакат на иллюстрации выше выполнил художник Максим Литвак-Maксимов (Макс Литвак).
Военные плакаты СССР
С первых же дней Великой Отечественной войны появились плакаты, призывающие отдать все силы и даже жизнь для спасения Отчизны. Ряд из них вошёл в число самых значимых произведений советского плакатного искусства. К ним относятся «Родина-мать зовёт!» (И.М. Тоидзе), «За Родину!» (А.А. Кокорекин), «Воин Красной Армии, спаси!» (В.Б. Корецкий), «Пьём воду из родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга!» (В.С Иванов). Для максимального впечатления использовали различные приёмы. Если «Родина-мать зовёт!» - это явно патетический стиль, то группа художников Кукрыниксы взяла на вооружение карикатуры, на которых и Гитлер, и прочие фашисты изображались уродливо-смешными, что расчеловечивало образ врага.
Красноармейцы и краснофлотцы, напротив, на военных плакатах представали носителями лучших человеческих качеств. Манера разделения на «своих» и «чужих», знакомая ещё по произведениям Гражданской войны, здесь обретает не только вторую жизнь, но и новый уровень. Примитивная лубочная живопись давно забыта. Перед нами социалистический реализм, причём, в лучших его проявлениях.
Большую роль в посыле играет использование двух цветов, как и на плакатах Гражданской войны. Мир снова разделился на «красное» и «чёрное». Здесь максимальному эффекту способствует не только негативное восприятие тёмных цветов, но и то, что красный цвет олицетворяет Государственный флаг Советского Союза. Кроме того, на восприятие играет приём «верх» и «низ», противопоставляя поверженного врага и нависающего над ним воина-победителя.
Впрочем, повторить успех «Окон сатиры РОСТА» и вернуть лубок на плакат попробовали «Окна ТАСС», куда набрали проверенные кадры: художника М.М. Черемных, а также поэтов Д. Бедного и С. Маршака. Ведущую роль здесь отвели Кукрыниксам, как мастерам карикатурной живописи. Как и два десятилетия назад, тиражирование происходило нанесением клеевых красок через трафарет вручную. Такой подход давал невысокий тираж, но обеспечивал мобильность (распространение без типографий) и скорострельность (любой успех на фронте мгновенно иллюстрировался плакатом). Не оставляли вниманием «Окна ТАСС» и тружеников тыла.
Плакаты СССР послевоенного периода
Первостепенное значение послевоенных лет отдавалось восстановлению народного хозяйства. Причём, агитационные плакаты СССР должны были подчёркивать неуклонное развитие советского общества и государства. На плакате В. Корецкого «Строим счастливую, строим культурную, нашу колхозную жизнь!» это обеспечивается показом пары фотографий, запечатлевших село Глухово в 1913 году и возникший на его месте колхоз «Победа». При этом выше показан план будущего агрогорода, представленный уже фотографией, а ещё одним плакатом.
Грандиозный прорыв в космос породил уверенность в том, что страну ждут стремительные преобразования, и то, что раньше казалось далёкой фантастикой, ворвётся в жизнь уже через несколько лет. Отступят болезни, за Полярным кругом под куполами вырастут города, а Марсе зацветут яблони. Это породило направление в живописи, которое сейчас называют «ретро-футуризм», то есть изображение будущего, которое так и не наступило. Образцы этого направления перекочевали не только на плакаты, но и на журнальные обложки и многочисленные открытки.
Наряду с тягой к прекрасному коммунистическому будущему не забывали искоренять недостатки социалистического настоящего. Здесь в борьбу снова вступают известные приёмы «красное» и «чёрное», а также «верх» и «низ». Сознательный рабочий, исполненный «государственным» красным цветом, главенствует в композиции над тёмным, неказистым и мелким лентяем. Советские агитационные плакаты о труде – важная часть советского изобразительного искусства, и подробно их развитие мы рассматривали отдельно.
Место Советского Союза в ряду сверхдержав подчёркивали коммунистические плакаты, призывающие к борьбе за мир. Советскому гражданину ежедневно давали понять, что он живёт в стране, ответственной за миропорядок на планете. Вместе со страной и каждый гражданин чувствовал эту высокую ответственность.
За внешними проблемами не забывали и о внутреннем обустройстве государства. Строительство Байкало-Амурской магистрали, всколыхнувшее всю страну, породило большое количество агитационных плакатов, призывающих жителей страны участвовать в этой стройке. Быть может, какие-то из этих плакатов и обеспечили те удивительные случаи, когда выпускники школ всем классом в едином порыве ехали в Сибирь.
Не осталась без плакатов и Московская олимпиада. Так как эти состязания впервые принимала социалистическая страна, то на строительство стадионов и проведение Игр были брошены огромные ресурсы. Возник новый трудовой фронт, который также требовал и агитационных усилий. Страна была переполнена олимпийской символикой, в том числе, и на плакатах. Это мог быть простейший плакат с олимпийским факелом, увитым лентами пяти цветов, или многослойная композиция, пример которой показан выше. Несущийся на тройке по современной Москве Олимпийский Мишка соединяет собой панораму обновлённого города и мотивы традиционных народных промыслов.
В 1980-е гг. у советских художников-плакатистов сложился особенный неповторимый стиль, не встречавшийся ранее, а позже быстро отмерший, как и сами плакаты. К концу десятилетия на плакатную живопись уже обращали мало внимания, а лозунги и призывы, размещённые на них («Пионер – ты за всё в ответе» и др.), начали едко высмеивать сатирики и юмористы. В квартирах же советских граждан на стенах стали появляться Брюс Ли, Арнольд Шварценеггер, певцы западной эстрады. Развал СССР поставил точку на его идеологии и её части – советских плакатах.
Основные виды плакатов СССР
Классификация советских плакатов весьма обширна, поэтому приведём лишь основные группы:
- Политический плакат.
- Просветительский плакат.
- Рекламный плакат.
- Инструктивно-методический плакат.
- Военный плакат.
Мир политического плаката СССР настолько разнообразен, что лишь ему можно посвятить целую энциклопедию. Причина в том, что советский гражданин не мог быть аполитичным. Чувствуя себя малой частицей огромного государства, он вникал в заботы страны и способствовал их решению. Та же борьба за мир, которой посвящены многие плакаты, касалась буквально или косвенно любого. Взрослых призывали сдавать деньги в Фонд мира, а школьники вырезали из «Комсомольской правды» карточки с призывом прекратить ядерные испытания и отправляли их в Белый дом. В первые годы советской власти к политическим плакатам относились те, которые способствовали укреплению нового строя. В эту категорию входят плакаты, обличающие кулаков или нэпманов. Антирелигиозный плакат также является подвидом политического. Выборы депутатов в различные органы власти тоже предварялись расклейкой плакатов.
Просветительский плакат призывает к разумным и добрым делам, бичуя недостатки отдельных членов советского общества или трудовых коллективов. Сюда входят все антиалкогольные плакаты и плакаты о вреде курения. Крылатое выражение «Лучший друг – книга» неоднократно появлялось на плакатах, пропагандирующих пользу чтения. Большую подборку плакатов можно составить из образцов, призывающих к соблюдению гигиены, занятиям спортом, здоровому образу жизни и бережному отношению к продуктам. И по сей день в лесополосе можно повстречать плакаты советских времён «Береги лес от пожара!»
Считается, что реклама пришла к нам уже в рыночные времена, но это не так. Рекламный плакат имел широкое распространение в первые годы советской власти. Далее их использование начали сокращать, но в крупных городах повсеместно, хотя и ненавязчиво, плакаты призывали летать самолётами «Аэрофлота», хранить деньги в Сберегательных кассах, приобретать билеты спортивных и денежно-вещевых лотерей. «Выигрываете вы – выигрывает спорт!», - призывали плакаты с символикой «Спортлото» и мгновенной лотереи «Спринт».
Рекламные советские плакаты работали и по другую сторону границы, приглашая иностранцев посетить города и республики Советского Союза. Граждан зарубежных стран завлекали не только музеями и достопримечательностями, но возможностью поохотиться. Так что сюжет кинокомедии «Особенности национальной охоты» вырос не на пустом месте. Учитывая, что эти плакаты распространялись за рубежом, достать их сейчас для коллекции проблематично. А уцелевшие старые плакаты рекламного характера распределяют между собой музеи.
К рекламным плакатам относят афиши, рассказывающие о будущих фильмах или цирковых представлениях. В то время, когда реклама на телевидении отсутствовала, а читать местную прессу было некогда, развешенные по городу плакаты доходчиво информировали о важных культурных событиях. Советские постеры зачастую совмещают фотографию (кадр из фильма) и работу художника. Советский цирк стал узнаваемым за рубежом не только из-за плеяды талантливых артистов, но и благодаря их эффектным изображениям на рекламных плакатах.
Инструктивно-методический плакат порой мог заменить целую лекцию. Их часто использовали вместо учебных пособий. Лозунг «Повторенье – мать ученья» олицетворяли плакаты, висевшие в школьных классах, студенческих аудиториях и на производстве. Задача плаката данного типа – коротко и ярко, так, чтобы врезалось в память, осветить важную тему.
К этой группе относятся и многочисленные плакаты по технике безопасности. Приходящий на опасное производство рабочий проходил обязательный инструктаж. Но яркий плакат на рабочем месте, в уголке мастера или курилке служил постоянным напоминанием о правилах, которые надо соблюдать. Такие плакаты не могли поголовно уберечь от производственных травм, но всё же спасли немало жизней.
Военный плакат часто непосредственно связывают с лишь войной. Действительно, большинство плакатов военных лет так или иначе относятся к военным. Но было бы неверно ограничивать эту группу лишь периодом войн. В неё можно занести всё, что так или иначе связано с вооружёнными силами Советского Союза, включая авиацию и военно-морской флот.
Впрочем, зачастую военный плакат, показывающий боевое дежурство, можно отнести к политическим, так как наряду с Советской Армией пропагандируется и защита мира. А подборка на тему «Строго храни государственную тайну» и «Болтун – находка для шпиона» - это ещё и инструктивно-методические плакаты.
Значение плаката в жизни граждан СССР
В трудные годы советский плакат служил «Боевым листком», дарящим зрителю веру в светлое будущее. В мирное время плакаты СССР выполняли различные функции от наглядной агитации до учебных пособий. Принцип «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» советский плакат использовал на 100%. Талантливо нарисованный плакат эффективно заменял напечатанную или устную инструкцию. Учебные плакаты времён СССР быстро и доходчиво доносили важные сведения для школьников или студентов. В СССР плакаты несли идеологию, скреплявшую советское общество и сумевшую провести страну через самые суровые испытания. Когда ослабла идеология, прекратилось и действие советских плакатов, провозглашавших ценности, в которые перестали верить. Теперь, когда с момента распада СССР прошло уже несколько десятилетий, можно смело сказать, что советские лозунги и плакаты внесли существенную роль во всё изобразительное искусство Советского Союза и присутствовал в жизни государства от первых и до последних его дней. Удивительно, но факт: плакаты в стиле СССР часто создают постсоветские художники. Возможно их тонкая душа всё ещё чувствует притяжение той волшебной силы, которую несли в себе плакаты Советского Союза.