Игрушка каргопольская "Кадриль", глина, лепка, роспись, СССР, 1960-1980 гг.

Умеренные следы бытования
Без реставраций
купить Игрушка каргопольская "Кадриль", глина, лепка, роспись, СССР, 1960-1980 гг.
На фото изображен именно тот предмет, который Вы получите.
Запросить дополнительные фото и видео
5 300 ₽

Товар просмотрел 1 человек за неделю.

Вы можете осмотреть этот предмет в антикварном магазине:
  • Москва, м. Новослободская/Маяковская/Цветной Бульвар
    ул. Краснопролетарская, д. 7
  • ежедневно с 11:00 до 21:00, есть парковка
  • В этом магазине сейчас в наличии более 10000 подлинных предметов винтажа и антиквариата на витринах!
    От Российской империи до СССР и ранней России.
    Приходите посмотреть все предметы вживую.
  • Подробнее: антикварный магазин «Однажды»
  • В наличии: 1 шт.
  • Доставка по РФ: Бесплатная доставка в любой город РФ
  • Год: 1960-1980 гг.
  • Материал:
    • Глина
    • лепка
    • роспись
  • ШхДхВ (мм): 63 x 95 x 135
  • Вес предмета (г): 374
  • Степень изношенности: Умеренные следы бытования
  • Сохранность:
    • Потёртости
    • локальный сход краски
    • небольшие трещины
  • Страна: СССР
  • Код товара: 386310
5 300 ₽
Купить в 1 клик
В корзину В корзине
  • Доставка
  • Оплата
  • Гарантии

Гончарный народный промысел в районе Каргополя зародился еще в XI–XIII веках: археологи нашли здесь фрагменты посуды и других предметов быта. В этих местах добывали красную глину, она хорошо подходила и для ручной лепки, и для работы на гончарном круге. Своего расцвета это ремесло достигло в XIX веке.

Сначала гончарное дело не было основным занятием каргопольских крестьян и служило лишь дополнительным источником дохода. Мастера садились за круг зимой, когда не нужно было работать в поле. Готовую посуду отвозили на рынки и ярмарки.

Как выглядели средневековые каргопольские игрушки, неизвестно. Археологам удалось найти только одну фигурку коня, которую сделали примерно в XV–XVI веках. По ней можно судить лишь о том, что тогда «бобки» (так здесь называют игрушки) не раскрашивались, отличались простой формой и условностью деталей. Первые упоминания о «классических» фигурках относятся к 70-м годам XIX века.

Традиционно каргопольскую игрушку создавали из цельного небольшого куска глины, мелкие налепные детали почти не использовали. Лепили только руками, без специальных инструментов: гончар проминал глину пальцами, выбирал из нее мелкие камешки и непромешанные комки, чтобы они не испортили готовое изделие.

Вылепленные из глины игрушки оглаживали мокрыми руками, чтобы убрать неровности и придать окончательную форму. Затем их просушивали на ветру и обжигали в печи. До конца XIX века фигурки почти не раскрашивали, только украшали «обварным» методом: сразу после обжига раскаленное изделие погружали в густой мучной раствор, мука пригорала к поверхности и оставляла необычные темные разводы.

Гончарный промысел в окрестностях Каргополя развивался и процветал вплоть до революции 1917 года. С этого момента он начал постепенно угасать: спрос на продукцию падал, а новая власть не слишком интересовалась сохранением ремесла как культурного наследия. В 1930-х годах почти не осталось мастеров, которые создавали глиняные игрушки, изготовление посуды прекратилось еще раньше.

Одним из немногих каргопольских мастеров, которые не бросили ремесло в 1930-х годах, был Иван Дружинин из деревни Гринево. Его игрушки сейчас считаются классическими: манера их изготовления больше всего приближена к старинным фигуркам. У них мало деталей, простые и плавные формы, массивное устойчивое основание. Для росписи Дружинин, подобно старинным гончарам, использовал природные красители, поэтому его изделия раскрашены сдержанными, неяркими цветами.

В той же деревне Гринево жила и другая известная мастерица — Ульяна Бабкина. Она начала лепить игрушки с 15 лет и не оставляла это занятие до самой смерти. В 1950-е годы она оставалась единственным гончаром-игрушечником в окрестностях Каргополя. В работах Бабкиной впервые стали появляться более сложные формы, чем в традиционных фигурках: она создавала групповые сюжетные сценки, придавала игрушкам динамичность и изящество.

Благодаря интересу к работам Ульяны Бабкиной в 60-х годах ХХ века началось возрождение каргопольского промысла. В 1967 году по инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе открылся гончарный цех, который вскоре стал филиалом архангельского предприятия народных художественных промыслов «Беломорские узоры». Возглавил новое предприятие Александр Шевелёв — потомственный гончар из деревни Токарево. Новая каргопольская игрушка стала более сложной, реалистичной и детализированной.

С этим товаром связаны статьи

Каргопольские игрушки от древности до наших дней. История каргопольской игрушки

Где делают каргопольские игрушки? Какие образы воплощает каргопольская игрушка? Чем игрушки каргопольские отличаются от тульских или вятских?

Смотреть все лучшие статьи
  • Подробное описание товара
    • Гончарный народный промысел в районе Каргополя зародился еще в XI–XIII веках: археологи нашли здесь фрагменты посуды и других предметов быта. В этих местах добывали красную глину, она хорошо подходила и для ручной лепки, и для работы на гончарном круге. Своего расцвета это ремесло достигло в XIX веке.

      Сначала гончарное дело не было основным занятием каргопольских крестьян и служило лишь дополнительным источником дохода. Мастера садились за круг зимой, когда не нужно было работать в поле. Готовую посуду отвозили на рынки и ярмарки.

      Как выглядели средневековые каргопольские игрушки, неизвестно. Археологам удалось найти только одну фигурку коня, которую сделали примерно в XV–XVI веках. По ней можно судить лишь о том, что тогда «бобки» (так здесь называют игрушки) не раскрашивались, отличались простой формой и условностью деталей. Первые упоминания о «классических» фигурках относятся к 70-м годам XIX века.

      Традиционно каргопольскую игрушку создавали из цельного небольшого куска глины, мелкие налепные детали почти не использовали. Лепили только руками, без специальных инструментов: гончар проминал глину пальцами, выбирал из нее мелкие камешки и непромешанные комки, чтобы они не испортили готовое изделие.

      Вылепленные из глины игрушки оглаживали мокрыми руками, чтобы убрать неровности и придать окончательную форму. Затем их просушивали на ветру и обжигали в печи. До конца XIX века фигурки почти не раскрашивали, только украшали «обварным» методом: сразу после обжига раскаленное изделие погружали в густой мучной раствор, мука пригорала к поверхности и оставляла необычные темные разводы.

      Гончарный промысел в окрестностях Каргополя развивался и процветал вплоть до революции 1917 года. С этого момента он начал постепенно угасать: спрос на продукцию падал, а новая власть не слишком интересовалась сохранением ремесла как культурного наследия. В 1930-х годах почти не осталось мастеров, которые создавали глиняные игрушки, изготовление посуды прекратилось еще раньше.

      Одним из немногих каргопольских мастеров, которые не бросили ремесло в 1930-х годах, был Иван Дружинин из деревни Гринево. Его игрушки сейчас считаются классическими: манера их изготовления больше всего приближена к старинным фигуркам. У них мало деталей, простые и плавные формы, массивное устойчивое основание. Для росписи Дружинин, подобно старинным гончарам, использовал природные красители, поэтому его изделия раскрашены сдержанными, неяркими цветами.

      В той же деревне Гринево жила и другая известная мастерица — Ульяна Бабкина. Она начала лепить игрушки с 15 лет и не оставляла это занятие до самой смерти. В 1950-е годы она оставалась единственным гончаром-игрушечником в окрестностях Каргополя. В работах Бабкиной впервые стали появляться более сложные формы, чем в традиционных фигурках: она создавала групповые сюжетные сценки, придавала игрушкам динамичность и изящество.

      Благодаря интересу к работам Ульяны Бабкиной в 60-х годах ХХ века началось возрождение каргопольского промысла. В 1967 году по инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе открылся гончарный цех, который вскоре стал филиалом архангельского предприятия народных художественных промыслов «Беломорские узоры». Возглавил новое предприятие Александр Шевелёв — потомственный гончар из деревни Токарево. Новая каргопольская игрушка стала более сложной, реалистичной и детализированной.

    • С этим товаром связаны статьи

      Каргопольские игрушки от древности до наших дней. История каргопольской игрушки

      Где делают каргопольские игрушки? Какие образы воплощает каргопольская игрушка? Чем игрушки каргопольские отличаются от тульских или вятских?

      Смотреть все лучшие статьи
  • Гарантии
  • Оплата
  • Доставка
  • Отзывы
    • 178 117 довольных клиентов!
      5 129 пятизвёздочных отзывов на Яндекс.Маркете.

    • Яковлев Дмитрий

      г. Смоленск

      Достоинства: Быстрая и оперативная доставка, есть что выбрать, хорошая упаковка.

      Недостатки: НЕТ

      Комментарий: Заказ сделал из Смоленска 14.01.2016 около 16.00 часов 20.01.2016 в 06.45 получил SMS о том, что заказ прибыл и ожидает получения на почте, приятно что быстро и с оповещением. Что заказал то и получил, буду заказывать в дальнейшем. Отличный магазин.

      Смотреть больше отзывов

Похожие товары

Купить Игрушка каргопольская "Кадриль", глина, лепка, роспись, СССР, 1960-1980 гг.
Игрушка каргопольская "Кадриль", глина, лепка, роспись, СССР, 1960-1980 гг.
5 300 ₽
В наличии 1 шт.
В наличии 1 шт.
Отправим за 24 часа
Доставка в любой город РФ и мира
100% подлинный товар

Бесплатная доставка + монетник